Конфереция

Важны не методы, важны условия

Вадим Глазков, президент Санкт-Петербургской топливной компании Для нашего сегмента рынка характерна довольно жесткая конкуренция, основанная на устоявшихся финансово-хозяйственных связях. Стоит отметить, что в последнее время конкурентная борьба перешла из разряда 'завоевание конкурентных преимуществ любыми способами, в том числе с использованием 'черных' методов' на рельсы здоровой конкуренции. Компании активно внедряют новые технологии работы, снижают издержки, улучшают качество своей продукции и так далее. Например, участники топливного рынка Санкт-Петербурга сами разрабатывают и готовят к принятию программу контроля качества топлива, в основу которой будет положено присуждение знака качества добросовестным операторам. Однако нам кажется, что вопрос особенностей конкуренции в отрасли и в России следует рассматривать несколько с другой стороны. Более важным моментом является не то, каким именно образом компании конкурируют между собой, а то, в каких условиях они это делают. От проводимых политических и экономических реформ рынок зависит напрямую, от них же зависит и развитие или снижение конкурентных преимуществ отдельных участников. Можем отметить, что топливный рынок России в целом и Санкт-Петербурга в частности переживает стадию реформирования. Наряду с экспортом углеводородов, нефтяные компании обратили свое внимание на внутрироссийский розничный рынок. Число независимых операторов сокращается, поскольку розничный рынок - это рынок трейдеров с соответствующими мощностями, но без сырья, в связи с чем конкуренции (в нормальном смысле слова) между нефтяными компаниями и операторами попросту нет. Последние просто в определенный момент остаются без сырья и вынуждены продавать бизнес. Однако с крупными топливными операторами у нефтяных компаний складываются нормальные, конструктивные взаимоотношения, в которых нуждаются и те, и другие. Для первых важен сбыт продукции, для вторых топливный бизнес зачастую является единственным видом деятельности. Таким образом, можно сказать, что конкуренция развивается в двух направлениях: как удержаться при вхождении на рынок нефтяных компаний и как обеспечить конкурентные преимущества по отношению к участникам рынка из числа операторов. Но эти процессы нельзя назвать борьбой. Скорее, это рыночное регулирование. Обращаясь к внутренней конкуренции, нам сложно сравнивать наш опыт с западной практикой. Специфика и сложность бизнеса требует, чтобы на каждом рабочем месте был профессионал. Недостатки в работе проявляются сразу. Если человек не справляется со своими обязанностями, ему предлагают либо другое место, либо снижают степень ответственности. Но мы не стремимся к созданию излишней конкуренции, соревновательность, в первую очередь, должна быть направлена на повышение производительности труда - и этого мы добиваемся за счет обучения персонала, применения новых методик организации труда и так далее. Мы стараемся создать коллектив единомышленников. В непростое для рынка время, на наш взгляд, не совсем верно создавать повод для противоречий внутри компании.
Комментарии