Конфереция

Нефтяники доплатят

"Транснефть" просит повысить ей тарифы. Российским нефтяникам придется заплатить за возможность увеличить экспорт в 2003 г. Как стало известно "Ведомостям", "Транснефть" намерена обратиться в ФЭК с просьбой увеличить тарифы на прокачку нефти примерно на 5%. Привлеченные таким образом средства компания планирует использовать для расширения трубопроводных мощностей. В декабре прошлого года все естественные монополии выбивали у правительства максимально возможное повышение тарифов. Единственным исключением стала "Транснефть", президент которой Семен Вайншток, напротив, попросил правительство заморозить тарифы его компании в 2003 г. "Мы сработаем и на существующих ценах, а лишнего нам не надо", - объяснял тогда глава "Транснефти". Однако транспортной монополии не удастся сдержать это обещание. Как сообщил вчера "Ведомостям" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, на днях компания подаст в ФЭК заявку на повышение тарифов. "Это вынужденная инициатива, связанная с тем, что трубопроводная система перестает справляться с растущими объемами добычи нефти, - поясняет он. - Нам необходимы дополнительные средства для ликвидации узких мест в трубопроводной системе в Пермской, Самарской и ряде других областей". Григорьев не уточнил, на какую величину будут увеличены тарифы. Но пояснил, что их повышение позволит компании построить дополнительные объекты на сумму 3,5 млрд руб. Само строительство займет около 10 месяцев. В результате "Транснефть" сможет дополнительно поставлять 40 млн т нефти на экспорт и 10 млн т - на российские НПЗ. "Без такой реконструкции, - говорит Григорьев, - невозможно будет подавать необходимые объемы сырья в планируемую к строительству экспортную БТС-2 мощностью 30 млн т в год и в направлении "Дружба - Адрия", по которому предполагается экспортировать 10 млн т". По словам вице-президента "Транснефти", нефтяники были ознакомлены с предложениями транспортной монополии и против повышения тарифов не возражают. Начальник нефтяного управления ФЭК Александр Коршунов говорит, что пока комиссия не получала заявку от "Транснефти". "Но если мы ее получим и сочтем обоснованной, то тарифы будут повышены. И дело тут не в согласии нефтяных компаний, а в потребностях "Транснефти" в дополнительных инвестициях", - поясняет он. По мнению Коршунова, если "Транснефть" действительно запросит дополнительно 3,5 млрд руб., то повышение будет незначительным. По оценке инвесткомпании "Атон", оно может составить до 5%. Представитель нефтяной компании из первой пятерки полагает, что нефтяники вряд ли начнут протестовать против повышения транспортных тарифов. "Мы обсуждали такую возможность с Вайнштоком и согласились с ним. Лучше заплатить немного больше за прокачку и спокойно экспортировать нефть", - говорит собеседник "Ведомостей". Аналитик "Атона" Стивен Дашевский отмечает, что к компромиссу с "Транснефтью" нефтяников подтолкнули проблемы с транспортировкой в начале этого года. В I квартале 2003 г. компании добыли на 10% больше нефти, чем годом раньше, в результате система трубопроводов оказалась затоваренной. Временные ограничения для "Сургутнефтегаза" и "ЮКОСа" достигали 10 - 12% среднесуточной добычи. При этом нефть на мировом рынке в январе и феврале стоила небывало дорого - свыше $30 за баррель. В минувший вторник вице-премьер Виктор Христенко, возглавляющий правительственную комиссию по доступу к магистральным нефтепроводам, заявил, что проблемы нефтяников будут решены уже в ближайшее время. По его словам, во II квартале экспорт нефти из России возрастет на 4% до 33,5 млн т, а по итогам года - на 7,5%. "Это позитивная новость для нефтяников. Но за все нужно платить. В частности, повышением тарифов", - отмечает Дашевский.
Комментарии