Конфереция

В гавани тонули корабли...

Питерский порт не первый раз сталкивается с разливами нефтепродуктов. В прошлом году в Морском порту произошло несколько десятков аварий Бюджет не получил сотни миллионов рублей штрафов. Почему? 2 апреля исполнится полгода со дня гибели стоявшей у причала завода "Северная верфь" баржи "Гага", принадлежащей ЗАО "Орлан-Эко". "Не виноватая я!" На судне находились 1 тысяча тонн мазута и 500 тонн дизельного топлива. В ходе тушения пожара баржа затонула, и все нефтепродукты попали в акваторию Морского порта. Cудами ГУП "Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти" (Пиларн) было собрано 368 тонн чистого мазута и судами "Балтийского аварийно-спасательного управления" (БАСУ) - более 800 тонн нефтеводяной смеси и 22,5 тонны замазученного мусора. Однако сотни тонн мазута до сих пор лежат на дне, постепенно поднимаясь на поверхность и серьезно осложняя экологическую обстановку. Непосредственному виновнику столь серьезной экологической катастрофы - ЗАО "Орлан-Эко" до сих пор удается избежать ответственности. Несмотря на то что в момент катастрофы руководство этой фирмы само обратилось в ГУП "Пиларн" с просьбой о помощи и даже перечислило 300 тысяч рублей предоплаты за эти работы, в дальнейшем оно категорически отказалось от оплаты, и дело о задолженности фирмы в 5 млн 200 тыс. рублей городскому предприятию слушается в Арбитражном суде Санкт-Петербурга. Суд наложил арест на два танкера-бункеровщика "Гогланд" и "Сескар", принадлежащих "Орлан-Эко". Минуло почти полгода, но фирма "Орлан-Эко" так и не заплатила ни копейки штрафов за разлив полутора тысяч тонн нефтепродуктов! Более того, Балтспецморинспекция почему-то до сих пор так и не удосужилась даже выставить фирме штрафные санкции! В результате странной неторопливости федеральных чиновников суммы, не полученные государством, исчисляются колоссальными цифрами: если за затонувший в апреле на Неве сухогруз "Каунас", разливший 15 тонн нефтепродуктов, с Волжско-Балтийского пароходства было взыскано 6 млн рублей, то ущерб от "Гаги" в 100 раз больший! И речь идет о сотнях миллионов рублей штрафов. Кто в порту хозяин? Впрочем, "Гага" была далеко не первой ласточкой: 10 сентября 2002 года у причала ОАО "Коммерческий центр транспорта и леса" произошел серьезный разлив мазута возле танкера "Смольный", принадлежащего ООО "Контур СПб". Причиной аварии стал разрыв грузового шланга, через который заправлялось судно. А всего за прошлый год в акватории Морского порта произошло несколько десятков аварийных нефтеразливов более или менее крупного масштаба. И за большинство из них виновники отделались легким испугом, поскольку на практике этим серьезно озабочены лишь Морская администрация и Служба капитана порта, а вот наложение штрафов - прерогатива федеральной структуры Балтспецморинспекция, которая не спешит с наказанием. А "Контур СПб", уже внесший свою немалую лепту в загрязнение вод Невы, без тени сомнения подает документы на участие в тендере по очистке акватории порта - и в качестве "положительного опыта работы", надо понимать, будет ссылаться на ликвидацию разлива своего же танкера "Смольный"! Черное золото - серый бизнес Есть еще одна серьезная проблема - бурная деятельность так называемых питерских черных и серых бункеровщиков, подчас не имеющих практического опыта. Они заправляют арендованные суда прямо из автоцистерн на необорудованных причалах. До заботы ли об экологической и пожарной безопасности, когда речь идет о бесконтрольных и безнаказанных суперприбылях, исчисляемых миллионами долларов! Загрязнение акватории нефтепродуктами приняло воистину катастрофические размеры. В порту необходимо навести порядок, причем в кратчайшие сроки, иначе 300-летие Северной столицы мы "отпразднуем" очередной экологической катастрофой, и главы дружественных держав увидят мутную мазутную лужу на месте бывшего Финского залива.
Комментарии