Конфереция

Неравномерный кошмар

Регионы недосчитались акцизов на бензин Совет Федерации встревожен ситуацией со сбором акциза на бензин, 60% которого с января идет в региональные бюджеты. Между тем после провального января, уверяет Минфин, в феврале акциз собирался неплохо, проблема лишь в неравномерности его уплаты по регионам. Сенат и Минфин уже готовят поправки к главе НК об акцизах, не покушаясь при этом на схему с многократным зачетом акциза, категорически не удовлетворяющую торговцев нефтепродуктами. Вчера Совет Федерации потребовал от правительства доложить, что происходит со сбором акциза на бензин, сообщил "Ведомостям" первый вице-спикер верхней палаты Валерий Горегляд. Сенаторы, по его словам, оценивают ситуацию как крайне серьезную. В январе доходы всех регионов от акциза составили всего 12,4 млн руб. В январе 2002 г. бензинового акциза, который полностью тогда перечислялся в федеральный бюджет, собрали куда больше - 2,1 млрд руб. План по сбору акциза был "полностью провален", возмущался вчера мэр Москвы Юрий Лужков. И его можно понять: в январе Москва получила от акциза всего 3 млн руб. Впрочем, Московской области, где тоже ездят на автомобилях, досталось, по данным Минфина, 7000 руб. В Министерстве финансов, однако, считают, что плохо со сбором акциза было только в январе. "За январь - февраль акциза собрано на 111% больше, чем год назад", - сказал "Ведомостям" замминистра финансов Михаил Моторин. Точную цифру вчера в Минфине получить не удалось, поскольку публикация сводной февральской отчетности по региональным бюджетам ожидается на днях. Проблема, говорит Моторин, не в недоборе акциза, а в его неравномерном распределении по регионам: "Одни платят акциз на бензоколонке, другие реализуют бензин через торговый дом, зарегистрированный в "своем" регионе". Сенаторы согласны, что ответственность за неравномерную уплату акцизов лежит на крупных вертикально-интегрированных нефтекомпаниях. Но победные февральские данные до них еще, видимо, не дошли. "У всех плохо, хотя и неравномерно", - отмечает Горегляд. Передача регионам 60% акциза на бензин должна была по замыслу Минфина компенсировать отмену налога на пользователей автодорог и на владельцев автомобилями. За январь - февраль 2002 г. два эти налога дали регионам 5,83 млрд руб. Одновременно была изменена схема уплаты акциза. Раньше его платили нефтекомпании. Теперь же акциз должен уплачиваться при каждой перепродаже, и только после получения "последним" продавцом подтверждения уплаты акциза налоговики направят по трейдерской цепочке документы, по которым акциз можно возместить или зачесть. За счет акциза на бензин теперь формируются территориальные дорожные фонды, так что неравномерность уплаты акциза весьма чувствительна для регионов. Впрочем, Александр Андряков из Экономической экспертной группы призывает не судить строго по первому месяцу. "В переходный от одной к другой схеме период сборы всегда падают", - замечает Андряков. "Идея была правильная - за дороги должны платить те, кто по ним ездит", - сказал "Ведомостям" зампред бюджетного комитета Совета Федерации Олег Чиркунов. Он вчера провел совещание налогового подкомитета, на котором было решено готовить поправки в главу НК об акцизах. Ошибка законодателей, согласен Чиркунов с Моториным, что нефтяным компаниям оставили возможность платить акциз "по-старому". По мнению Моторина, акцизы на бензин должны уплачиваться по месту его реализации. Тогда работать "по-старому", в обход авансово-зачетной схемы, будет уже невозможно. "Слава богу, что до чиновников наконец дошло", - восклицает вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. РТС полгода кряду предупреждал, что компании не пойдут на новую схему, так как возмещения акциза по ней придется ждать слишком долго, при том что доля акциза в оптовой цене достигла 30%. По мнению Аркуши, акциз надо собирать однажды: при конечной продаже нефтепродуктов. А предложения чиновников и сенаторов проблему не решат, так как они не затрагивают авансово-зачетную схему взимания акциза.
Комментарии