Конфереция

Капризы "Транснефти" в убыток себе и другим

В последнее время все больше разгорается борьба за экспортные потоки "черного золота". Ключевая роль в этом процессе принадлежит российскому трубопроводному государственному монополисту "Транснефти", которая до недавнего времени занимала позиции ключевого игрока, устанавливающего правила для всех участников нефтяного рынка. Однако в последнее время все идет к тому, что медленно, но верно монополия на транспортировку нефти от госкомпании уходит. И во многом виной тому является сама государственная компания. В изменившемся за последние годы мире нефтяного бизнеса "Транснефть" оказалась неготовой адекватными методами отстаивать свои интересы, а следовательно, и интересы своего владельца - государства. Создается впечатление, что руководство компании до сих пор не осознало, что рыночные отношения в экономике - это прежде всего свободная конкуренция и поиск наиболее финансово выгодных бизнес-решений. Прочие методы сейчас слабо действуют, а в ряде случаев имеют обратный эффект. С каждым днем становится все очевиднее, что "Транснефть" не справляется в полной мере с одной из главных возложенных на нее функций - транспортировкой необходимых объемов нефти на экспорт. При этом компания пытается топить конкурентов, используя административный ресурс и прикрываясь государственными интересами. Но одно дело внутри страны, и совсем другое - аналогичные метода с зарубежными партнерами. С этой точки зрения, весьма показателен случай с противостоянием руководства "Транснефти" и Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). В конце 2001г. была отгружена первая партия нефти, доставленная в Новороссийск по трубопроводу КТК. На территории России появилась первая независимая от "Транснефти" нефтяная магистраль, нацеленная на традиционные российские рынки сбыта - Средиземноморье. Здесь мы не будем говорить о том, что в какой-то момент контроль за реализацией проекта КТК российской стороной был потерян, несмотря на 45%-ное участие российской стороны через федеральное правительство и совместные предприятия. Когда проект КТК уже заработал, "Транснефть" почувствовала реальную угрозу, ополчившись на независимых транспортировщиков. Сначала компания просто отказалась выполнять свои обязательства по соглашению о КТК: строительство перемычки между насосными станциями в Тихорецке и Кропоткине. Возможно, это связано с тем, что в результате создания этой перемычки появляется возможность маневра пропускными мощностями между нефтяными потоками "Транснефти" и КТК. В этой ситуации у госмонополиста не может быть уверенности, что нефтяные компании воспользуются именно его услугами, а не КТК. Однако этого показалось мало, и "Транснефть" решила распространить свои административные ресурсы по устранению возникшей конкуренции на зарубежных участников проекта КТК. Так, в конце 2002г. "Транснефть" пролоббировала в правительстве предложение о включении КТК в реестр естественных монополий. И хотя решения по этому вопросу пока нет, инициатива уже вызвала недоуменную реакцию участников нефтяного рынка, в т.ч. администрации США, компании которых также являются участниками проекта. Ситуация действительно парадоксальная. Строили на несколько миллиардов долларов несколько государств, а отдать все нужно одному, да еще в оперативное управление компании, деятельность которой вызывает большое число вопросов у самого государства, например, со стороны Счетной палаты. Получается, что цена за прокачку нефти будет устанавливаться не самими участниками консорциума, а российской федеральной энергетической комиссией и утверждаться правительством РФ. Вполне естественно, что это не устраивает ни российских, ни зарубежных участников проекта КТК. Да и вообще бросает тень на весь российский бизнес. Необдуманный поступок в крупном нефтяном бизнесе не обходится бесследно, особенно при работе с зарубежными партнерами. Помимо финансовой выгоды подозрительным иностранцам чрезвычайно важно доверять компаниям, с которыми они работают. В этом смысле всего один "некрасивый" поступок может перечеркнуть многолетнюю работу над имиджем той или иной российской компании. Конфликт "Транснефти" с КТК не единственный. Вполне соответствует сегодняшнему стилю работы "Транснефти" и продолжающаяся нефтяная блокада порта Вентспилса, в который полностью прекращена поставка нефти. Подобное сверхжесткое управленческое решение наносит ущерб государству и самим межгосударственным отношениям. И все это под эффектным идеологическим предлогом защиты государственных интересов. Можно говорить и о других упущениях в работе госкомпании "Транснефть". Например, о медленных темпах строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС), которые привели к немалым техническим просчетам в узловом районе Ярославля. Результатом явилась невозможность прокачки нефти в необходимом объеме, постоянные сбои в транспортировке. Вероятно, это послужило одной из причин отказа от услуг порта Вентспилса в связи с неспособностью перекачивать нефть в двух направлениях (Вентспилс и Приморск). Схожая ситуация и на восточном направлении, где "Транснефть" активно лоббирует строительство нефтепровода Ангарск-Находка с прицелом на нефтяные рынки Японии и США. Несмотря.на всю привлекательность и необходимость реализации этой идеи, надо все просчитать и продумать. Все-таки протяженность "трубы" почти 4 тысячи км" Между тем совершенно очевидна туманная стоимость проекта, не говоря уже о будущих размытых тарифах на транспортировку. Анализ технико-экономических показателей уже реализованных схожих международных проектов позволяет прогнозировать неконкурентоспособность и малую эффективность этого нефтепровода. Вероятно, "Транснефти" стоит умерить свои амбиции и не вводить в заблуждение себя, государство и общественность. Иначе вместо здоровой конкуренции будет использование своего положения как государственной компании и монополиста. Зарубежные же компании таких вещей не очень понимают и предпочитают работать с надежным и добросовестным партнером. Благо у них в отличие от российских компаний, такая возможность есть. А вот смогут ли российские нефтяники освоить зарубежные рынки сбыта с нынешним положением дел? Пока это остается большим вопросом. СПРАВКА ОАО "Транснефть" учреждено в соответствии с указом Президента РФ N 1403 от 17 ноября 1992 года и постановлением Правительства РФ N 810 от 14 августа 1993 года. Зарегистрировано Московской регистрационной палатой 26 августа 1993 года, свидетельство N 026.800.
Комментарии