Конфереция

ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ АМЕРИКАНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ

Нет более популярной версии иракской войны, чем нефтяная. Мол, потянуло руководство США на вышку. Мол, истинные причины американского поведения в Персидском заливе - постепенно взять под прямой или косвенный контроль все нефтяные денежные потоки в мире и все значимые месторождения. Это правдоподобная версия, но гораздо важнее не мотив войны в Ираке, а объективная необходимость в неизмеримо большей, чем сейчас, предсказуемости ситуации на нефтяном рынке. Причем вовсе не обязательно, чтобы рынок контролировался Штатами. Да это и вряд ли возможно. Идея тотального контроля одной сверхдержавы над всеми нефтедолларами мира, конечно, крайне заманчива. С одной стороны, именно доходы от продажи нефти рядом арабских государств стали основным источником финансирования международных террористов. А с другой - сама Америка как крупнейший потребитель нефти заинтересована в большей предсказуемости рынка и достаточно низких ценах на это сырье.Тем не менее шансов получить такой контроль ни военным, ни мирным путем у США нет: слишком много стран нужно делать объектами для войн, слишком много денег надо тратить на подкуп национальных элит в государствах, напрямую зависящих от продажи своей нефти. Таких денег и такой военной мощи нет даже у Америки. Остается действовать более тонкими методами и стараться вовлечь в орбиту действий максимальное количество основных игроков нефтяного рынка. В принципе человечество продвинулось по пути облагораживания нравов на самом кровавом сырьевом рынке. В 70-80-е годы прошлого века Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) практически никогда не могла согласовать квоты на добычу, даже если это било по доходам государств, входящих в организацию. ОПЕК создавался как классический картель, то есть по определению подразумевал ценовой сговор. Но сговора как раз и не получалось. В конце 90-х годов ХХ века, равно как и в начале ХХI, степень сговорчивости государств ОПЕК несравнимо выше. Теперь им удается договариваться и о введении ограничительных квот на добычу и об их отмене, как случилось на минувшей неделе вследствие войны с Ираком - надо восполнять на мировом рынке иракскую долю. Но создать систему, при которой страны, не входящие в ОПЕК (а они контролируют такую часть нефтяного экспорта, которая способна существенно менять расклады на рынке), придерживались бы неких общих правил, пока не удается. Америка активно пытается продавить под себя мировой нефтяной рынок по крайней мере с начала 2001 года. Тогда еще администрация Клинтона предприняла беспрецедентное давление на нефтедобывающие страны. Тогдашний американский министр энергетики колесил по всему нефтеносному миру - опековскому и неопековскому - уговаривая и даже требуя сократить добычу. Нефть в то время стоила чуть более 30$/баррель, а американские шоферы-дальнобойщики перекрывали трассы в знак протеста против перебоев с бензином и его дорогущей цены. Рынок продавить не удалось - политическому давлению Штатов не подчинились. Пока не случилось естественного падения цен, ничего не изменилось. В прошлом году, уже при Джордже Буше, обозначилась новая линия нефтяного фронта. Америка стала продавливать представителя по сути подконтрольной США в нефтяной политике Саудовской Аравии на пост генерального секретаря ОПЕК вместо ушедшего в отставку венесуэльца Али Родригеса. Номер тоже не прошел - политическое и экономическое недоверие внутри ОПЕК к Саудам, крупнейшей нефтедобывающей державе мира, перевесили усилия американской дипломатии. Пост первого человека в картеле остался за представителем нестабильной и непредсказуемой Венесуэлы с откровенным "отморозком" президентом Уго Чавесом во главе государства. Тем не менее некая предсказуемость нефтяного рынка производителям нефти нужна в не меньшей степени, чем ее потребителям. Не случайно после событий 11 сентября 2001 года ОПЕК определил так называемый ценовой коридор стабильности - 23-28 $/баррель. Начало войны в Ираке моментально вернуло нефть в этот коридор. Однако если боевые действия затянутся, цена снова может существенно зашкалить за верхнюю границу коридора стабильности. В любом случае не военными, но дипломатическими и экономическими методами, с помощью активного диалога всех крупнейших потребителей и производителей нефти, можно создать правила, которые позволят избегать чрезмерных колебаний ценового маятника. Только стабильные и прогнозируемые цены на нефть могут обеспечить рост как никогда взаимозависимой и взаимопроницаемой мировой экономики.
Комментарии