Конфереция

Нефтяники сделают из России Западную Европу

Чтобы продавать в Москве бензин по $1 за литр С наступлением весны цены на нефтепродукты в России продолжают ползти вверх. Их стабильный и плавный рост ожидается в течение всего года. Причина этого становится все более очевидной. Это стратегия развития отечественных нефтяных компаний, которые контролируют большую часть топливного рынка страны уже сегодня. А после снижения мировых цен на нефть и нефтепродукты внутренний рынок окажется в полной власти нефтяников. По крайней мере, так считают независимые топливные операторы. Однако резких скачков цен ждать не следует. Как минимум до выборов нового российского президента. Резкое повышение розничных цен на бензин в России традиционно вызывает бурное недовольство в рядах отечественных автолюбителей. По обыкновению следующий за этим рост потребительских цен обычно приводит в неистовство широкие народные массы. А вот плавное повышение цен на топливо, как это ни странно, не производит такого грандиозного эффекта, что, по-видимому, связано с особенностями человеческой психологии. Именно поэтому рост розничных цен на нефтепродукты в течение всего прошлого года и его плавное продолжение в этом году остались почти незамеченными. А напрасно. Ведь видимая часть - это еще не весь айсберг. Конечно, сам факт повышения цен на топливо насторожил наиболее пытливых наблюдателей. Они не задумываясь нашли ответ на традиционный в России вопрос: кто виноват? Оказалось, что российские власти, которые все время увеличивают фискальный гнет и усиливают налоговое администрирование. Ответ, удобный для многих, но далекий от реальной жизни. Рост росту рознь Плавный и устойчивый подъем розничных цен на нефтепродукты начался весной прошлого года. Например, на московских АЗС в начале 2002 г. бензин марки А-76 (80) в среднем стоил около 7 руб. за литр, самый ходовой Аи-92 - 8,1 руб., Аи-95 - 9,1 руб. Цена дизельного топлива (ДТ) составляла 7,1 руб. Однако весной цены поползли вверх и к середине лета "прибавили" 1,0-1,5 руб. за литр. К концу года потребительские цены на нефтепродукты поднялись по сравнению с началом года уже на 2 руб./л (примерно на 25%). Главной причиной этого подъема стал рост оптовых цен на топливо. Например, в начале года отпускная цена тонны бензина марки А-76 на российских НПЗ составляла 4300-4600 руб. за тонну, а к концу года - уже 6800-7200 руб. "В прошлом году никто никаких акцизов не менял, а цены заводов выросли почти в два раза. Просто нефтяные компании поднимают оптовые цены как им заблагорассудится", - сказал "Фокусу" представитель независимой топливной компании. По его словам, благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и нефтепродукты привела к тому, что российские нефтяные компании всеми силами стремятся отправить на экспорт все, что только возможно. Подобная логика нефтяников вполне понятна. Цены на низкооктановый бензин в западноевропейском и средиземноморском регионах в феврале текущего года составляла $305-320 за тонну, а на российский газойль (ДТ) - $325-335. Одновременно с этим оптовые цены на эти нефтепродукты в России держались на уровне $267 и $265 соответственно. На заправках стран Балтии, в которых многим российским нефтяным компаниям принадлежат сети АЗС, цена литра бензина марки Аи-92 находится сегодня на уровне $0,61-0,67, а в России - лишь чуть выше $0,30. Естественно, что в такой ситуации внутренний рынок обеспечивается по остаточному принципу. Если же возникает дефицит нефтепродуктов, НПЗ просто поднимают оптовые цены, например, сразу на 1000 руб./т. При этом цены на заправках нефтяных компаний остаются на относительно низком уровне, что на какое-то время сдерживает рост розничных цен. Нефтяники могут себе это позволить. Нефтеперабатывающие заводы, входящие в структуру вертикально интегрированных компаний, продают нефтепродукты сбытовым подразделениям по внутрикорпоративным ценам, которые могут быть ниже цен официальных "прайсов", например, на те же 1000 руб./т. Поэтому именно благодаря нефтяникам рост оптовых цен на разные виды нефтепродуктов в России составил за прошлый год 30-80%, а розничные цены выросли лишь на 20%. Но очень скоро нефтяные компании смогут наверстать упущенное. Как отмечают нефтетрейдеры, снижение мировых цен на топливо заставит российских нефтяников в очередной раз повернуться лицом к внутреннему рынку. Тогда независимые топливные операторы смогут испытать на себе изощренные приемы игры отечественных нефтяников в конкуренцию. Впрочем, сами нефтяники не особо скрывают свои методы ведения бизнеса. Недаром нефтяные компании сегодня "открыты" и "прозрачны" во всех отношениях. Демпинг в кустах и веерные отключения Повышенное внимание нефтяников к российскому рынку может превратить упомянутую выше (и вполне безобидную в период экспортных баталий) игру на внутрикорпоративных ценах в акт надругательства бензиновых монополистов над "братьями меньшими". Например, цены на АЗС нефтяных компаний могут неожиданно оказаться ниже заводских оптовых цен. Тогда заправки нефтяников могут работать "в ноль", а независимые АЗС - "в минус". Но если первые имеют возможность восполнения потерь на внутреннем рынке за счет доходов от экспортных операций, то для вторых это обернется финансовыми проблемами. Поднять цены выше уровня нефтяников трейдер может далеко не всегда. Дело в том, что в большинстве регионов заправки, как правило, расположены достаточно кучно, или, как говорят на топливном рынке, кустами. Соответственно, низкие цены на одной из "кустовых" заправок (конечно, при условии приличного качества топлива) обещают ее владельцу гарантированный успех, тогда как другие "кустовики" будут обделены вниманием автомобилистов. Причем если нефтепродукты приобретены у все тех же нефтяников не по предоплате, а в рассрочку (сегодня некоторые компании позволяют отсрочку платежей максимум на месяц), то "независимые", даже не успевая как следует подумать о продаже своих АЗС, лишаются их. "Нефтяные компании забирают чужой бизнес за долги с помощью услуг отработанной команды своих юристов. Именно так "ЛУКОЙЛ" в Архангельске забрал чуть ли не всю сеть АЗС, - рассказывает "Фокусу" независимый трейдер. - Нефтяники давно используют эту систему в качестве инструмента при переделе собственности. Причем активно забирают в счет долгов и непрофильные активы". Однако нефтяные компании могут и не приносить в жертву общему делу заветную маржу и не утруждать себя работой "в ноль". Достаточно воспользоваться популярной в России энергетической технологией, разработанной руководителями РАО "ЕЭС России". Независимым трейдерам можно просто перекрыть поставки топлива - устроить своего рода веерное отключение. Технология, что называется, проверена. "Стоит простоять несколько дней без топлива, и ты теряешь прокачку на несколько месяцев. А восстановить ее потом можно, только если месяца два работать без перебоев", - сказал "Фокусу" один из участников топливного рынка. Но многие трейдеры предпочитают делать "правильные" выводы в пользу нефтяников. Право первой ночи на весь регион Впрочем, участники топливного рынка отмечают, что де-факто внутренний рынок уже поделен между нефтяными компаниями. Практически все нефтяники ввели запреты на поставку покупаемого у них топлива в "свои" регионы, т. е. ввели своеобразное "право первой ночи". Поэтому, покупая топливо на заводах "ЮКОСа", нельзя поставлять его, например, в Пензенскую или Белгородскую область. Если же независимый трейдер все-таки хочет продавать там нефтепродукты, то он должен покупать их в областных филиалах торгового дома "ЮКОС-М". Филиал, получающий нефтепродукты по все той же внутрикорпоративной цене, продает их не по официальной цене НПЗ, а с накруткой. Как нетрудно догадаться, такая схема выгодна только "ЮКОСу". Правда, по свидетельству трейдеров, запреты нефтяников безбожно нарушаются. Поставки оформляются на неподконтрольный нефтяной компании регион, а оттуда переадресовываются в "запретную зону". И это не единственный способ борьбы с монополистом. "Можно дать взятку - и топливо пойдет куда нужно, минуя запреты. А можно пойти к конкуренту, который всегда даст добро на отгрузку топлива в регион "противника". Да еще скажет тебе спасибо", - сказал "Фокусу" независимый трейдер. Например, "ЮКОС" дает зеленый свет для поставок своих нефтепродуктов в Саратов, Рязань, Тулу и Тюмень. В этом случае логика общения нефтяников с "независимыми" проста - поставляйте туда, где нас нет, а если сделаете что-то "доброе" нашим конкурентам, то и нам будет приятно. Завоевание новых топливных рынков иногда заставляет нефтяников давать независимым трейдерам не просто выгодные, а эксклюзивные условия поставок топлива со своих НПЗ. Например, в прошлом году трейдеры, поставляющие нефтепродукты с Омского НПЗ на северо-запад России, оказывались вне конкуренции по сравнению с другими участниками бензинового рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Им повезло - "Сибнефть" прокладывала себе дорогу в Питер. Зачастую нефтяники беспрепятственно позволяют "независимым" продавать нефтепродукты в некоторые "свои" регионы. Например, экспортная направленность НПЗ, который находится под контролем нефтяной компании, может привести к возникновению в регионе его расположения дефицита топлива. Для решения подобных проблем независимым трейдерам делают поблажки. Однако если завод не является экспортным, то его монопольное положение в области или республике позволяет владельцу проводить любую осмысленную, а иногда и не очень политику. Например, в Ухте и Перми, в непосредственной близости к которым находятся соответственно "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" и "ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтез", цены на АЗС значительно выше московских и питерских. Впрочем, ситуация на рынках нефтепродуктов Москвы и Санкт-Петербурга кардинально отличается от общероссийской. Жирные столичные куски Несмотря на то что большинство регионов жестко поделены нефтяниками, в России остались отдельные островки реальной конкуренции на топливном рынке. Правда, речь идет о конкуренции нефтяников не с независимыми трейдерами, а со своими коллегами - другими нефтяниками. Как правило, имеются в виду наиболее платежеспособные регионы с высоким уровнем потребления топлива. Наиболее ярким примером боев без правил, разворачивающихся между нефтяными компаниями, стали Москва и Санкт-Петербург с прилегающими к ним областями. Здесь нефтяники имеют достаточно сильные позиции, но говорить о том, что одна компания доминирует на рынке, не приходится. Причем и устранение независимых топливных операторов с этих рынков тоже идет с трудом. "Активность нефтяников ставит трейдеров в сложное положение. Шаг влево, шаг вправо - и ты лишаешься заправки. Заниматься этим нефтяники друг другу особо не мешают. Определить, кому достанется Пенза, а кому - Владимир, для них не проблема. А вот договориться о Москве или Питере, я думаю, они никогда не смогут. Потому что это слишком жирные куски. Здесь никто не будет уступать", - сказал "Фокусу" один из руководителей столичной нефтетрейдерской компании. Он считает, что в конце концов нефтяники получат контроль и над этими рынками. Но раздел, например, московского рынка нефтяными компаниями вряд ли сильно изменит существующую расстановку сил. Просто франчайзинговые заправки (те, на которых и сегодня написано, например, "ТНК" или "ЛУКОЙЛ") перейдут в собственность нефтяников, и, может быть, будут построены новые АЗС. "Сегодня московские трейдеры очень сильно зависят от нефтяных компаний. И цены на бензин в городе определяют именно нефтяники. Просто они никак не могут договориться между собой, поэтому утверждать, что рынок им принадлежит, еще рано", - считает один из участников топливного рынка. По его словам, договориться нефтяным компаниям мешает отсутствие у них банального чувства меры. Впрочем, этот недостаток нефтяников вообще не сулит топливному рынку России ничего хорошего. Последствия нездорового интереса С начала текущего года мировые цены на нефть и нефтепродукты держатся на рекордно высоком уровне. А это дает нефтяникам формальный повод повышать и внутренние цены. Так, за первые два месяца года оптовые цены на нефтепродукты в России выросли на 20%, а розничные - на 6-8%. Несмотря на это, на внутреннем рынке периодически возникает дефицит светлых нефтепродуктов, которые попадают в категорию экспортных. "Повышение оптовых цен идет в основном по дизелю и бензину А-76. При этом оптовый рынок у нас практически пустой. "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС" и "Сибнефть" практически прекратили оптовые поставки в Ленинградскую область. Есть поставки из Киришей, но очень небольшие. При этом розничные цены выросли в два раза меньше оптовых. А самые низкие цены на трассах держат "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть" и "Славнефть", - сказал "Фокусу" заместитель гендиректора "Леннефтепродукта" Геннадий Роговский. Надежда Иванова, директор Лужской нефтебазы, входящей в структуру этой компании, считает, что цены еще не установились окончательно, так как многие еще торгуют старыми запасами нефтепродуктов. "Поэтому цены будут расти дальше. Но значительного подорожания мы ожидаем ближе к осени", - говорит Надежда Иванова. В экспортоориентированном "Псковнефтепродукте" комментировать ситуацию на внутреннем рынке "Фокусу" отказались, возможно, потому, что лучше разбираются в ситуации с экспортом нефтепродуктов из России в страны Балтии. А между тем участники рынка отмечают, что нездоровый интерес к вывозу нефтепродуктов из России может привести в этом году к срыву посевных работ. Но даже если этого не произойдет, то именно на этот период придется массовое появление на рынке некондиционного топлива. Дефицит качественного топлива уже привел к всплеску интереса к "бодяжному" бизнесу. "Год назад у нас торговали бодягой всего несколько АЗС. Сегодня их количество активно растет, отбрасывая рынок на несколько лет назад, когда таких АЗС было порядка 50", - сказал "Фокусу" председатель координационного совета Тюменского топливного союза Олег Симонов. Его опасения разделяет и президент Некоммерческого партнерства представителей малого и среднего бизнеса Владимирской области Рустам Вишняков: "У нас очень много бодяги, особенно на трассе. В области около 40% некондиционного топлива". Растущий интерес (причем не в одном регионе, а почти повсеместно) к "бодяжному" бизнесу вполне понятен. Один из базовых компонентов бодяги, прямогонный бензин, в феврале текущего года можно было приобрести, например, на самарских НПЗ "ЮКОСа" по 5900 руб./т, а на лукойловском "НОРСИ" - по 5430 руб./т. Для сравнения: бензин Аи-92 на тех же заводах стоил 9700-9800 руб./т. Акцизный сбор на прямогонный бензин отсутствует, а лицензию на "производство" бензина сегодня может получить даже владелец сети АЗС, не имеющей нефтебазы, где "прямогонка" смешивается с присадками. Поэтому выгода от торговли бензиновым суррогатом налицо, особенно в период дефицита. Жадность - не порок, а путь к богатству В светлом будущем нефтяники, конечно, могут решить проблему качества топлива, окончательно поделив рынок нефтепродуктов и уничтожив независимых трейдеров "как класс". Правда, сами "независимые" сомневаются в таком исходе. "Трейдер не может просто так заключить договор о поставке нефтепродуктов с нефтяной компанией. И никто просто так не станет отгружать эти нефтепродукты вовремя. Все это стоит денег. Поэтому вряд ли менеджеры крупных компаний, занимающиеся сбытом топлива, допустят полное исчезновение независимых торговцев. Это сильно подорвет их личный и семейный бюджеты", - говорит независимый нефтетрейдер. Вряд ли стоит сомневаться в том, что нефтяные компании добьются заветной цели и внутренние цены будут максимально приближены к европейскому уровню. Уже сегодня нефтяников останавливают лишь надвигающиеся выборы российского президента. А низкий уровень жизни населения не является для компаний барьером - в том, что в Москве и Санкт-Петербурге будут покупать бензин даже за $1/л, в компаниях уверены. А во многих российских регионах автомобилями уже давно пользуются только в случаях крайней необходимости. Но это нефтяников вряд ли остановит. Примеры последствий подобного подхода уже есть. Например, в братской Белоруссии сегодня самые активные автолюбители, посещая заправку, позволяют себе залить в бак по 1-2 л бензина.
Комментарии