Конфереция

ВИНКи идут в Петербург: независимые трейдеры не боятся

На топливном рынке Петербурга назревают перемены: к городу проявляют интерес российские вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи). Помимо строительства собственных АЗС, они покупают розничные сети местных топливных операторов. Петербург остается одним из немногих российских городов, где розничной продажей топлива занимаются в основном независимые трейдеры. Однако в городе и области уже давно работают крупные российские нефтяные компании. И если присутствие "Сургутнефтегаза" (через сеть станций "Киришиавтосервис"), "Башнефти" и "Татнефти" на местном рынке, скорее, просто обозначено, другие ВИНКи явно стремятся укрепить свои позиции.
Два с половиной года назад такую попытку предприняла российско-белорусская нефтегазовая компания "Славнефть". Ее топ-менеджеры заявили о намерении контролировать примерно 20% местного рынка нефтепродуктов. "Славнефть" заключила франчайзинговые договоры с компаниями "Баррель" и "Линос" (в сумме более 30 АЗС) и построила четыре собственные станции. В прошлом году "Славнефть" вела переговоры с холдинговой компанией "Фаэтон" о приобретении ее розничной сети. Однако сделка, которая стала бы серьезным шагом на пути завоевания петербургского рынка, так и не состоялась. Теперь же в связи со сменой собственника у "Славнефти" (осенью на аукционе ее купила "Сибнефть") вопрос о дальнейшей политике компании в Петербурге открыт. Участники рынка предполагают, что в ближайшее время АЗС "Славнефти" перекрасят в цвета "Сибнефти".
В последние месяцы активизировался "ЛУКОЙЛ", который приобрел в собственность сеть АЗС компаний "Восход" (Балтийский торговый дом) и "Базальт". В Петербурге и Ленинградской области 30 АЗС "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" (правда, некоторые из них сейчас закрыты). А к 2005 году компания намерена увеличить количество станций до 110 (на Северо-Западе - до 190), а долю в секторе розничной торговли топливом региона - до 22,5%. Рассматривает возможность выхода на петербургский рынок к лету и "Юкос".

"Фаэтон": большинство крупных операторов сегодня готовы продать розничные сети

Президент холдинговой компании "Фаэтон" Владимир Хильченко считает, что большинство крупных местных операторов сегодня готовы продать розничные сети. Нефтяные компании, заинтересованные в развитии бизнеса в Северо-Западном регионе, в разное время вели с ними переговоры. Владельцы "Фаэтона" по-прежнему не отказываются от намерений продать свои АЗС. Точнее, по словам Владимира Хильченко, речь идет о продаже акционерами долей в топливном бизнесе, что позволит холдингу, за последние годы диверсифицировавшему деятельность, эффективнее развиваться дальше. Но нефтяную компанию, с которой в ближайшее время может быть заключена сделка, он не называет. А пока "Фаэтон" продолжает расширять розничную сеть. Он владеет 42 АЗС (из них 33 - в Петербурге), и в текущем году их число предполагается довести до 53, инвестировав в строительство $6-10 млн.

Сеть АЗС Neste никто покупать не хочет

Как сообщил президент ООО "Несте Санкт-Петербург" Арво Руотсалайнен, предложений от нефтяных компаний о покупке сети Neste не поступало. И вариант продажи бизнеса в Петербурге Neste - один из крупнейших топливных операторов города - даже не рассматривает. В Neste говорят, что в городе благоприятный инвестиционный климат, и намерены строить новые АЗС. В минувшем году инвестиции в развитие составили $6 млн, а на 2003 год запланировано около $8 млн. Компания открывает офис на Пулковском шоссе. Будет построено еще 5 АЗС, и общее количество станций достигнет 32. Несколько участков уже получено. Арво Руотсалайнен отмечает усиление конкуренции, но считает это нормальным явлением. Серьезный аргумент Neste - качество бензина марки Futura и высокий уровень обслуживания клиентов. Рентабельность топливного бизнеса в Петербурге здесь оценивают на уровне 10-12%.

Стоимость строительства АЗС в Петербурге $0,5 - 1,5 млн

Стоимость строительства современной АЗС в Петербурге с учетом инвестиций на развитие городской инфраструктуры - не менее $500 тыс. Но есть комплексы, которые обошлись владельцам и в $1,5 млн. Срок строительства новой АЗС "под ключ" - 2-3 месяца, а согласование необходимых документов может растянуться на полгода и больше. Окупаемость проектов - в среднем 4-6 лет. Затраты зависят от расположения и площади участка, проекта автозаправочного комплекса, выбора подрядчика.
В ЗАО "ТИК "Балт-Трейд", владеющем 36 АЗС в Петербурге и Ленобласти, также официально сообщили, что компания не ведет никаких переговоров о продаже розничной сети. По мнению экспертов, продажа сети любого местного оператора возможна, если будет предложена хорошая цена.

Экспансия ВИНКов приведет к поглощению мелких операторов

Экспансия ВИНКов приведет, прежде всего, к поглощению мелких операторов. Так уже произошло во многих российских регионах, где сегодня доминируют ВИНКи. Эксперты полагают, что новый порядок взимания акцизов, установленный Налоговым кодексом, пролоббирован именно ими. Он удобен для компаний, имеющих в своей структуре всю цепочку - от добычи до переработки нефти и розничной продажи топлива. Впрочем, поскольку этот порядок необязателен, большинство местных операторов предпочитают работать по прежней схеме.
Однако опасаться монополизации рынка в связи с приходом ВИНКов нет оснований. По мнению президента Петербургской топливной компании Вадима Глазкова, если в городе останется хотя бы шесть крупных игроков, монополизации не произойдет.
В ПТК, владеющей сегодня самой обширной сетью из 117 АЗК в Петербурге и Северо-Западном регионе, спокойно относятся к появлению ВИНКов. Компания продолжает расширять розничную сеть, в 2003 году на эти цели будет инвестировано $15-20 млн. Приход ВИНКов в Петербург не вызывает серьезного беспокойства и у топ-менеджеров других крупных топливных компаний. Хотя они признают, что конкуренция усилится и произойдет перераспределение долей рынка. И это в ситуации, когда рентабельность топливного бизнеса с каждым годом снижается.

Справка

Сейчас в Петербурге и ближайших пригородах насчитывается 318 АЗС. В этом году уже выданы разрешения на строительство 20 станций, еще 44 заявки рассматриваются Инвестиционно-тендерной комиссией. По экспертным оценкам, предельное количество АЗС для Петербурга - 500. По насыщенности АЗС наш город пока уступает европейским, но такое сравнение не корректно. В Финляндии, например, на одну АЗС приходится в несколько раз меньше автомобилей, чем в Петербурге, но станция себя окупает. Для Европы суточная прокачка топлива в объеме 7-10 тыс. литров считается неплохой, а петербургская АЗС становится малорентабельной, если суточная прокачка всеми видами топлива составляет менее 15 тыс. литров.
Сейчас в Петербурге и ближайших пригородах насчитывается 318 АЗС. В этом году уже выданы разрешения на строительство 20 станций, еще 44 заявки рассматриваются Инвестиционно-тендерной комиссией. По экспертным оценкам, предельное количество АЗС для Петербурга - 500. По насыщенности АЗС наш город пока уступает европейским, но такое сравнение не корректно. В Финляндии, например, на одну АЗС приходится в несколько раз меньше автомобилей, чем в Петербурге, но станция себя окупает. Для Европы суточная прокачка топлива в объеме 7-10 тыс. литров считается неплохой, а петербургская АЗС становится малорентабельной, если суточная прокачка всеми видами топлива составляет менее 15 тыс. литров.
Комментарии