Конфереция

Изо всех щелей

Правительство разрешило построить еще одну нефтяную трубу Проблема нехватки экспортных мощностей для перекачки нефти постепенно начинает разрешаться. Вчера стало известно, что премьер Михаил Касьянов подписал постановление, позволяющее увеличить пропускную способность Балтийской трубопроводной системы (БТС) с нынешних 12 до 42 млн тонн нефти. Но этого объема явно недостаточно для того, чтобы перекачать за границу предназначенную для экспорта нефть. Сейчас БТС может перевозить в год до 12 млн тонн нефти. Во время строительства второй очереди "Транснефть" сначала планировала добавить к ним 18 млн тонн, но затем обнаружила, что планы нефтяников по добыче нефти опережают скорость возведения новых экспортных мощностей. Поэтому премьер разрешил "Транснефти" прибавить к БТС 30 млн, "предусмотрев дальнейшее развитие ее мощности до 50 млн тонн". Сейчас нефтяникам катастрофически не хватает трубопроводов. Первым болезнь почувствовал на себе "Сургутнефтегаз": "Транснефть" в феврале не смогла принять от него весь объем производимой нефти. Теперь ограничения по приему нефти распространились почти на всех. И это в тот момент, когда российские нефтяные компании наращивали добычу нефти (первые два месяца она была в среднем на 10% выше по сравнению с прошлым годом). Сначала "Транснефть" сократила общий объем принимаемой нефти на 100 тысяч тонн в сутки. Вчера вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев сказал "Известиям", что теперь это ограничение составляет 23 тыс. тонн. В транспортной компании подчеркивают, что ограничения касаются нераспределенной нефти, то есть той, на которую не указан конкретный пункт назначения. Нефтяники утверждают, что сейчас им не остается ничего, кроме как останавливать рост производства, тем более что российские нефтеперерабатывающие заводы полностью загружены. Так, президент "ЮКОС-Москва" Василий Шахновский два дня назад заявил, что его компании пришлось ограничить сдачу нефти в систему "Транснефти" на 24 тыс. тонн и закрыть два месторождения. Увеличение мощности БТС - хороший знак. Но Григорьев говорит, что в строй система будет введена через 1,5 года с момента подписания постановления. Строительство обойдется в $1,2-1,3 млрд, и сейчас "Транснефть" еще ведет переговоры о получении кредитов. Нефтепровод будет рассчитан на прокачку 50 млн тонн, но для выведения его на эту мощность нужно построить несколько насосов. Между тем даже дополнительные 50 млн тонн не снимут проблему дефицита экспортных мощностей. В прошлом году Россия произвела 380 млн тонн нефти (по "Транснефти" было отправлено 353 млн), а "заявки нефтяных компаний по сдаче нефти в систему на 2003 год составляют 424 млн тонн", как пишет в письме на имя топливного премьера Виктора Христенко министр энергетики Игорь Юсуфов. Шахновский считает, что быстро проблему экспорта нефти можно решить лишь объединив трубопроводы Холмогоры-Клин и Сургут-Полоцк. Это добавит России 19 млн тонн. Правда, в таком случае страна потеряет сорт хорошей легкой нефти Siberian Light, а государству придется выплатить компенсацию "ЛУКОЙЛу" и "Роснефти", чьи заводы работают на этой марке. Ставки будущих потерь растут. В конце прошлого года президент "Роснефти" Сергей Богданчиков говорил, что компания ежегодно будет терять на этом смешении $100 млн. Неделю назад глава "Роснефти" увеличил цифру до $170 млн. Вчера президент "Транснефти" Семен Вайншток договорился с нефтяниками совместно решать проблему дефицита экспортных мощностей на этот год и пообещал прибавить 40 млн тонн, в том числе за счет отказа от марки Siberian Light и ввода трубопровода "Дружба-Адрия" (даст 7 млн тонн). По данным Прайм-ТАСС, во встрече участвовали "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сибнефть", "Башнефть" и "Славнефть". В обмен нефтяники должны согласиться на рост тарифов на необходимых им направлениях. Теперь нефтяникам остается надеяться на положительное решение правительства по строительству нефтепровода из Ангарска на Восток (мощностью 30-50 млн тонн) и Мурманской трубопроводной системы. По первому кабинет министров обещал определиться к 1 мая, по второму - в апреле.
Комментарии