Конфереция

Труба зовет. Десятая часть российской нефти принадлежит криминалу

В середине августа представители МВД объявили о том, что ежегодно в России на долю различного рода махинаций с нефтью и нефтепродуктами приходится не менее 10 млн. тонн, то есть десятая часть всей добываемой нефти уходит "на сторону". Бороться с таким масштабом воровства чрезвычайно трудно. Пока удалось добиться лишь сокращения криминальных врезок в магистральные трубопроводы. В конце сентября закончился этап очередной операции "Нефть". В течение месяца сотрудники служб МВД, ФСБ и систем безопасности "Транснефти" и "Транснефтепродукта" несли службу в повышенной боевой готовности. Говорят, преступная жизнь вдоль труб на время замерла. Мимо кассы Сколько всего в России воруют нефти и нефтепродуктов, точно не может сказать никто - ни милиция, ни ФСБ, ни сами компании. Слишком сложен учет, слишком много возможностей для краж. Кстати, в МВД России отдел по борьбе с преступлениями в области ТЭКа появился всего год назад. До этого энергетический комплекс не отделяли от остальной промышленности, а энергетика, естественно, имеет свои особенности, без знания которых не раскрыть и рядовых комбинаций. Так что, вероятно, самые громкие дела по ТЭКу еще ждут своего часа. Однако некоторые схемы махинаций уже расшифрованы. Среди них - контрабанда нефтепродуктов в обход таможенных постов. Например, не так давно была арестована в Ростовской области организованная преступная группа украинцев, которые пытались переправить в обход таможни 40 тонн дизельного топлива. Через морские порты десятки тысяч тонн нефтепродуктов "утекают" за рубеж под видом бункеровки. Суда-бункеровщики перегружают дизельное топливо, топочный мазут или бензин на иностранные суда. При этом перегрузчиков не интересует, в каких целях будут использоваться нефтепродукты. Они могут быть залиты в бункерные емкости для дальнейшей перегрузки на морские суда или в танки нефтеналивных судов. Таким образом без оформления экспорта только через одну из российских экспедиторских фирм в Новороссийском порту было перевалено 281 тысяч тонн нефтепродуктов на сумму около 9 млн. долларов, которые были переведены на счета кипрской фирмы-нерезидента. Другим способом хищений является невозвращение из-за рубежа нефтепродуктов, полученных из нефти, вывезенной из России на переработку за рубеж, как правило, Украину и Белоруссию. Крупные партии нефти поступают на нефтеперерабатывающие предприятия, а затем, нарушая обязательства по временному хранению и переработке, реализуются в Западной Европе или США. При этом в таможенные органы предоставляются подложные документы о ввозе нефтепродуктов обратно. В Россию либо отправляются полузагруженные или пустые железнодорожные составы, либо возвращают дизельное топливо, а в документах указывают бензин. В ходе расследования Следственного комитета при МВД России было обнаружено, что одна из фирм заключила фиктивные договоры на переработку нефтепродуктов с греческой и немецкой компаниями. В таможенные органы и бывшее Министерство внешнеэкономических связей были представлены липовые документы, в том числе гарантийное обязательство коммерческого "Восточно-Европейского Сибирского банка". В результате разрешение на вывоз нефти было получено с условием возврата нефтепродуктов. В течение года контрабандисты вывезли 1,3 млн. тонн нефти, однако взамен государство не получило ничего. Таким образом, в бюджет не попало около 109 млрд рублей таможенных платежей. К махинациям относят сотрудники МВД и уклонение от налогов. Одним из вариантов является бартер и взаимозачетные операции, которые не облагаются налогом. Довольно распространенная схема ухода от НДС - фиктивный экспорт нефтепродуктов, или лжеэкспорт. Документально оформляемые под видом экспортных поставок нефтепродукты не облагаются основными налогами, что значительно удешевляет их стоимость. Такие операции часто проводятся в морских портах. Например, в Новороссийском порту на таких операциях были пойманы две кипрские и одна лихтенштейнская фирма. На фоне столь глобальных преступлений криминальные врезки в трубопроводы кажутся не более чем детской шалостью. По словам вице-президента компании "Транснефтепродукт" Константина Шеина, компания ежегодно теряет не более тысячи тонн нефтепродуктов от несанкционированных врезок. Однако и для "Транснефтепродукта", и для "Транснефти" не так страшны собственно сами кражи, как их последствия. Во-первых, повреждение труб может привести к техногенной аварии. В прошлом году из-за прорыва нефтепродуктопровода, например, на несколько часов было остановлено автомобильное движение в районе аэропорта Домодедово. Во-вторых, для ремонта трубы иногда приходится перекрывать на несколько часов транспортировку нефтепродуктов, а это уже существенный экономический ущерб: в местах интенсивной перекачки может проходить до тысячи тонн в час. Горячие точки Некоторые компании (особенно частные) заявляют, что проблемы воровства нефти и нефтепродуктов для них вообще не существует, хотя, как утверждают сотрудники правоохранительных органов, воруют - а соответственно, врезаются - у всех. Был случай, что врезку обнаружили прямо на Ярославском нефтеперерабатывающем заводе. Другое дело, что труб у нефтяных компаний по сравнению с "Транснефтью" и "Транснефтепродуктом" не так уж много. Нефтепроводы "Транснефти" проходят по территории в 48 тысяч км, нефтепродуктопроводы "Транснефтепродукта" - 20 тысячи км. Соответственно, крупнейшие трубопроводные компании больше всех страдают, а следовательно, шумят и обращают на проблему внимание. В 1999 году "Транснефтепродукт" вместе с МВД и ФСБ впервые разработал "План комплексных мероприятий министерств и ведомств РФ по усилению борьбы с кражами из магистральных нефтепродуктопроводов на 1999-2001 год", который подписал в то время директор ФСБ В. Путин и министр внутренних дел С. Степашин . Тогда же начались оперативно-профилактические операции "Нефть", которые проводятся два-три раза в год. При чем, до прошлого года "Транснефть" в них не включалась, и нефтепроводы обходились стороной. Считалось, что для "Транснефтепродукта" проблема стоит более остро, ведь керосин, бензин и то же дизтопливо воровать гораздо удобнее. Только после встречи главы компании Семена Вайнштока с министром МВД Борисом Грызловым ситуация изменилась. Тогда-то и выяснилось, что воруют у обеих компаний почти одинаково, только горячие точки располагаются в разных регионах. "Транснефти" не дает покоя Юг России - Ставропольский, Краснодарский край, Ростовская область, Северная Осетия, Приволжье. Здесь сплошь и рядом располагаются мини-НПЗ, откуда нефтепродукты отправляются по всей России. Иногда бензин варят прямо на костре в установках, напоминающих самогонные аппараты. "Транснефтепродукт" сейчас беспокоит больше всего Орловщина. В прошлом году здесь было зафиксировано 34 врезок, за 8 месяцев этого года - уже 30. Пришлось эту проблему даже обсуждать с губернатором области Егором Строевым. Не дает покоя и Подмосковье. Москву опоясывают три ряда труб, по которым проходит бензин, керосин и дизельное топливо. В этом году выявлено уже 23 случая врезок. Впрочем, некоторые регионы из черного списка "Транснефтепродукт" вычеркнул. В Челябинской области, где к трубе присасывались чуть ли не за порогом станции, а жители центра наркомании местного масштаба деревеньки Синельникова считали трубу своей законной кормилицей-поилицей, врезаться перестали. Если в 2001 году было обнаружено 100 врезок, то в этом - всего 6. В компании объясняют успех комплексными мерами безопасности. Во-первых, не пожалели денег и установили на станции автоматизированную компьютерную систему слежения за перекачкой нефтепродуктов. При нарушении герметичности давление падает, приборы определяют место падения давления с точностью от несколько десятков метров. Компьютеры анализируют ударную волну, диспетчеры определяют место разгерметизации и передают в службу защиты. После чего выезжает вооруженная мобильная группа. Помогло справиться с челябинской проблемой и то, что в местном УВД был выделен оперативный работник, который отвечает исключительно за преступления на трубопроводе. Перестал беспокоить "Транснефтепродукт" и Казахстан, где совсем недавно на трубу нападали чуть ли не с ломом. Помог, как объясняют в компании, казахский менталитет. Когда акционерное общество заключило договор на охрану с местной полицией, то преступления резко пошли на убыль. Казахский народ привык начальство слушаться. И если в 2000-м году было зафиксировано 105 врезок, то в этом - всего 6. А вот на Украине вокруг нефтепродуктопроводов идет настоящая война. В этом году было обнаружено уже 98 врезок. Особенно их много на Львовщине и в Карпатах, где и стар и млад выходит на доходный промысел. В Донбассе не то что бензин с керосином, трубу длиной 5 километров украли. Кавказские республики, а особенно Чечня, занимают особенное место. В течение года за охрану трубопровода, принадлежащего "Грознефтегазу", отвечало Управление вневедомственной охраны МВД России. Каждые три месяца в Грозный отправлялся полк милиции. По словам заместителя начальника милицейского отдела Юрия Ильина, охраняли только днем, ночью в горы не сунулся бы даже самый отчаянный смельчак. Промысел настолько массовый, что почти в каждом доме есть грузовик с цистерной, а в овраге - по мини-заводику. Кстати, В Чечне нет ни одной АЗС. Тем не менее, охрана сделала свое дело. По данным "Роснефти", поступления нефтепродуктов по грозненскому трубопроводу увеличилось вдвое. Щит и меч Компании по-разному строят систему безопасности трубопроводов. "Транснефть" создает нечто вроде корпоративной ФСБ. По словам начальника отдела охраны магистральных нефтепроводов Евгения Балакина, "решением руководства компании во всех дочерних объединениях созданы службы безопасности, которые имеют единое структурное построение и действуют на принципах жесткой вертикальной подчиненности головному департаменту "Служба безопасности". В результате подразделения служб дочерних предприятий "Транснефти" позволили обнаружить более 100 врезок, пресечь свыше 50 хищений. Возмещен ущерб на сумму 7,5 млн. рублей. Кстати, в "Транснефти" службы безопасности активно прибегают к помощи населения. В местной прессе дают объявление, чтобы сообщали о кражах, а потом выдают премии. Говорят, очень помогает. Затраты на структуры собственной безопасности закладываются в "Транснефти" в сумму тарифов на прокачку нефти и каждый год утверждаются Энергетической комиссией. Правда, по мнению Евгения Балакина, ситуация может измениться, если Госдума примет новую редакцию закона "О частной детективной и охранной деятельности", по которому планируется исключить службы безопасности из структур, которые могут заниматься охранной деятельностью. С учетом этой перспективы "Транснефтепродукт" уже сейчас создает аффелированные структуры - частные охранные предприятия (ЧОПы) в регионах наиболее интенсивной перекачки нефтепродуктов. В Москве ЧОП уже активно работает, аналогичные охранные предприятия появились в Санкт-Петербурге, Уфе, Самаре и Рязани. По словам начальника Управления Защиты ОАО "АК "Транснефтепродукт" Леонида Фирьяна, корпоративные ЧОПы будут заниматься исключительно охраной трубопроводов. Обе компании отмечают, что число криминальных врезок снизилось. Для "Транснефти" - примерно на 10 процентов, у "Транснефтепродукта" - почти на четверть. Наблюдатели за наблюдателями Но если компании и правоохранительные органы набираются все больше опыта по защите своей собственности, то и преступная мысль не стоит на месте. В пустующие трубы, по которым по каким-то причинам не качается ни нефть, ни нефтепродукты, все равно врезаются - на всякий случай. Например, новый Каспийский трубопровод оказался уже весь в дырках и краниках. Преступный мир к приему Каспийской нефти уже готов. За охранной трубопроводов ведется наблюдение, отслеживается куда и как часто курсируют мобильные группы, через сканирующее оборудование перехватываются переговоры. Поймать такую группу с поличным - чрезвычайно трудно, но не поймаешь с похищенным - скорее всего дело будет закрыто. Чтобы выдвинуть обвинение по пункту "а" ч.2 ст.158, которая рассматривает кражу как совершенную с незаконным проникновением в хранилище, и наказать преступников более строго, нужны "железные" улики. В противном случае очень часто суд вообще либо дает условное наказание, либо дело прекращается за отсутствием состава преступления. Поэтому, завидев преследователей, нарушители с легкостью бросают все - вплоть до автомобилей. По милицейской статистике, раскрываемость зарегистрированных преступлений на трубопроводах составляет менее 50 процентов. Потому ради доказательств сотрудникам приходится сутками сидеть в засаде и километры ползти по степи. В прошлом году сотрудники службы безопасности "Черномортранснефти" несколько дней поджидали группу из восьми человек, которая украла сразу более 20 тонн нефти. При чем, все преступники были с мобильниками, подогнали автомобили-бензовозы. Цистерна для слива краденой нефти была закопана заранее. Всего же в первом полугодии по России милицией было ликвидировано 39 организованных преступных групп, 12 из которых специализировались на кражах из магистральных нефтепродуктопроводов. Не мудрено, что теперь "силовики" ратуют за ужесточение наказания и ввод в Уголовный Кодекс новой статьи по специальному составу преступления, которая будет касаться повреждения магистральных трубопроводов. В Румынии, например, за такую порчу предусмотрен срок до 15 лет.
Комментарии