Конфереция

Время помыться

Весной в городе немало грязных автомобилей. Но объясняется это не столько нехваткой моек или нерадивостью водителей, сколько особенностями эксплуатации транспорта в Петербурге. Неустойчивая погода с перепадами температуры и осадками, а также применение соли и песка при уборке улиц после снегопадов за пару дней превращают чистый автомобиль в чумазый. Поэтому автомойки либо перегружены в сухую и ясную погоду, когда целесообразно помыть автомобиль (правда, далеко не все автомобилисты так поступают), либо простаивают в ненастье или морозную погоду, когда мыть машину бессмысленно. В результате, с одной стороны, в пиковые дни из-за очередей создается ощущение нехватки моек, а с другой - вынужденные простои снижают рентабельность бизнеса. Бум строительства моек в Петербурге пришелся на 1997-1998 годы. Действовала городская программа "Чистый город", власти поощряли их развитие. Частные предприниматели арендовали небольшие помещения, приобретали профессиональное оборудование, аксессуары (губки, щетки) и открывали "чистый" бизнес. В последние два года рост числа автомоек замедлился. Чисто бизнес В Петербурге преобладают ручные мойки, где автомобиль сначала обмывают с помощью аппарата высокого давления с подогревом воды или без, а затем моют вручную губками (обычно два человека). В зависимости от площади помещения оборудуется от одного до шести мест. Мойки на несколько постов значительно удобнее. Как показывает практика, автомобилисты не будут ждать, если в очереди стоит более трех-четырех машин. Мытье кузова одного автомобиля занимает не менее 20 минут, но может растянуться и до часа. Ведь обычно в таких сервисных центрах предусмотрены также полировка кузова, уборка и химчистка салона и багажника. Стоимость профессионального аппарата высокого давления без подогрева воды составляет 1,2-1,5 тыс. евро, с подогревом - от 2 тыс. евро. Преобладает оборудование германской фирмы Karcher (около 80% рынка), продвигаемое в Петербурге сразу несколькими дилерами. Представлены также германская Kranzle и итальянская Portotecniсa. Для функционирования автомойки требуется, помимо подводки коммуникаций, строительство очистных сооружений, установка системы рециркуляции воды и накопительных резервуаров (сливать в городскую канализацию грязную воду запрещено). Как на самом деле решаются эти проблемы на небольших мойках - know-how предпринимателей: ведь это дополнительные затраты. К слову, нормативы по сливу нефтеосадков в России более жесткие, чем, например, в Германии. Кроме того, на некоторых мойках заметна нехватка персонала. Не каждый согласится на такую грязную работу, хозяева вынуждены нанимать гастарбайтеров, в основном молодежь. По экспертным оценкам, рентабельность бизнеса (даже с учетом того, что он построен на "наличке") невысока. Ведь затевать свое дело меньше чем за "штуку" чистой прибыли в месяц бессмысленно. А накладные расходы значительные: оборудование и аксессуары, арендная плата (она особенно высока в центре города, где моек недостаточно), зарплата мойщикам, неравномерность загрузки и вынужденные простои. К тому же сегодня, как уже отмечалось, конкуренция в этом бизнесе довольно высока. справка На Западе преобладают автоматические портальные мойки при АЗС и сервисных центрах. Кроме того, в ряде европейских стран, например в Германии, популярны мойки самообслуживания: в специальных боксах водитель сам может помыть машину, используя установленное оборудование. Это обходится значительно дешевле. Бензин не вода Мойки при АЗС в Петербурге не получили распространения. Исключение составляют Neste и Shell - компании, работающие по западным стандартам. У Neste это автоматические бесщеточные мойки, у Shell - щеточные. Ряд местных топливных операторов ("Фаэтон", "Киришиавтосервис" и др.) также построили мойки при нескольких своих АЗС, но этим и ограничились. Типовые российские проекты АЗС, как правило, не предусматривают моек. Вероятно, рентабельность топливного бизнеса позволяет "хозяевам бензоколонок" не беспокоиться о сопутствующем сервисе (хотя при этом практически на всех современных АЗС открываются магазины). Автоматические бесщеточные мойки с точки зрения снижения абразивного износа кузова и сохранения блеска лакокрасочного покрытия имеют преимущества. Однако они малоэффективны для мытья слишком грязной машины. Не случайно на некоторых щеточных мойках выполняется предварительный обмыв аппаратом высокого давления. Портальных щеточных моек в городе немного. Их имеют в основном автотранспортные предприятия и ведомственные гаражные хозяйства. По отзывам автомобилистов, качество мытья на ручных мойках выше. Кроме того, здесь проще указать на огрехи в работе операторов. Кстати, на станциях технического обслуживания обычно строятся ручные мойки. В одном флаконе В последние годы наметилась тенденция строительства комплексных сервисных станций, где, помимо ручной мойки, производится установка противоугонных устройств, аудиоаппаратуры, тонировка стекол, замена масла, антикоррозийная обработка кузова и даже диагностика двигателя и ходовой части. Это цивилизованный сервис, ориентированный не только на частных, но и на крупных корпоративных клиентов. Сегодня в Петербурге насчитывается около сотни подобных комплексных станций. Фактически речь идет уже о создании сетей. Их строят два конкурента на рынке охранных систем - Union и "Аларм". Мойка, полировка кузова и химчистка салона для них, скорее, являются дополнительными услугами к основному бизнесу. Только не следует путать такие центры со станциями техобслуживания, где производится "полноценный" ремонт автомобилей. Строительство комплексных станций с автомойками предусмотрено также вдоль КАД. Каждому - свое На ручной мойке автомобиль можно помыть за 100-120 рублей (без уборки салона), на портальных - до 200 рублей. Стоимость зависит от марки машины. В теплую погоду такую услугу предлагают мальчишки на парковках или улицах спальных районов, где поблизости от трассы проходит водопровод. Многие, кстати далеко не бедные, автовладельцы по-прежнему моют автомобили сами с помощью ведер и шлангов на даче, у дома (а то и у водоемов). Причем делают это с вполне объяснимым удовольствием, забывая, правда, об экологии. Обеспеченным автомобилистам для самостоятельной мойки рекомендуем приобрести бытовые аппараты высокого давления. В зависимости от модели это обойдется в $200-400.
Комментарии