Конфереция

Д О К Л А Д на заседании Совета директоров РТС от 14.03.2003 г. "О ПЕРЕХОДЕ РОССИИ НА НОВУЮ СИСТЕМУ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ"

В июле 2003 года вступает в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", который затрагивает хозяйственные интересы практических всех российских предпринимателей. Закон находился в блоке первоочередных законодательных актов, подлежащих принятию в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО). Это означает, что, во-первых, основным положениям данного закона странами-членами ВТО будет уделено серьезное внимание и, во-вторых, правительственная делегация на переговорах в ВТО при принятии российской стороной обязательств по применению Соглашения ВТО по техническим барьерам и Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам должна защитить интересы российских предпринимателей. Это означает также, что российские предприниматели должны сами внимательно изучить этот Федеральный закон для надлежащего его применения. Закон является, по сути, революционным. Основная идея закона состоит в том, чтобы полностью изменить существующую систему стандартизации продукции и процессов производства, сделать ее не обязательной, а добровольной. Во всем мире стандарты носят именно добровольный характер и, следовательно, не создают препятствий для развития науки и внедрения новых технологий. В России действует совершенно другая система. Еще одна цель законопроекта - исключить нормотворчество ведомств. Сегодня все требования к продукции и процессам производства утверждаются нормативными актами ведомств (ГОСТы, ОСТы, СНИПы и т.п.) При этом контроля предпринимательских сообществ за разработкой или изменением этих актов практически не существует. Например, в США участие государства в процессах стандартизации минимально. Стандарты разрабатывают и принимают частные организации, отраслевые союзы, инженерно-технические сообщества. Обязательные требования к продукции строго ограничиваются только требованиями к ее безопасности для пользователя и окружающей среды. В качестве уже реализованного первого спонтанного шага в этом направлении я бы привел пример введения на топливном рынке г. Москвы "Знака качества топлива на АЗС", когда выдвижение самой идеи и ее непосредственное осуществление произведено Московской топливной ассоциацией, хотя и под эгидой власти. Но участие власти - это дань времени, в котором это все происходило. Основные положения закона сводятся к следующему. В сферу регулирования закона входят отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований) к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (в форме технических регламентов; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований) к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг (в форме стандартов; оценке соответствия (в форме сертификации или декларирования). Технические регламенты, как правило, принимаются в форме федеральных законов. В исключительных случаях (возникновение обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни и в других чрезвычайных случаях) Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент в форме своего указа. Кроме того, до вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте. Применение технических регламентов строго ограничивается целями защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Технические регламенты обязательны для исполнения и содержат необходимые минимальные требования для обеспечения безопасности, что устраняет необоснованные административные ограничения в предпринимательской деятельности. Могут быть общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Общие технические регламенты (всего восемь) принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости. Специальные технические регламенты принимаются, когда необходимо учесть технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Применительно к деятельности АЗС общий технический регламент будет содержать обязательные меры безопасности, учитываемые при строительстве. Что же касается эксплуатации, то такой специальный технический регламент будет являться прерогативой для разработки саморегулирующейся организацией, например РТС. Таким образом, возникает трехуровневая система: первый - рамочный закон "О техническом регулировании в Российской Федерации"; второй уровень - восемь общих технических регламентов; третий уровень - специальные технические регламенты. Теперь о стандартах. Указанным законом устанавливается, что стандарты носят добровольный характер. Стандарты могут быть в форме национальных стандартов и стандартов организаций. Орган по стандартизации (в законе он назван "национальным", без уточнения, является ли он федеральным органом исполнительной власти) разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов, а разработчиком национального стандарта может быть любое лицо (имеются виду юридические лица и индивидуальные предприниматели). С учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта и направляет его в федеральный орган по стандартизации, который принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Стандарты организаций (коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц) могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Различие национальных стандартов и стандартов организаций является чисто формальным, так как и те, и другие применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере, независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Таким образом, можно взять для руководства в предпринимательской деятельности любой зарубежный стандарт, если он создает более выгодные условия для ведения бизнеса. В этой ситуации производители продукции и услуг могут быть заинтересованы в повышении требований к своей продукции и использовать систему стандартизации как элемент конкурентной борьбы. С учетом этого, стандартизация, учитывающая международные стандарты, является процессом крайне трудоемким, так как фактически связана с процессом перестройки производства (выполнения работ, оказания услуг). Как полагают разработчики закона, отраслевые ассоциации и союзы предпринимателей должны приступить к этой работе немедленно во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами, так как это теперь будет являться одним из методов защиты своих интересов и усиления влияния. И в этом направлении уже отмечается определенная активность и понимание того, что необходимо самим активно участвовать в формировании выгодного рыночного пространства до активизации работы иностранных компаний по лоббированию своих интересов в этом направлении. Из печати известно, что за последние полгода 2002 года в России появилось несколько новых крупных ассоциаций. В июле зарегистрирован Международный союз авиапромышленности, одной из главных неформальных целей которого стало сохранение лидерства МАКа в области стандартизации в меняющихся условиях. Недавно четыре крупнейших автомобильных холдинга страны - "Руспромавто", "Северстальавто", АвтоВАЗ и КамАЗ - создали Союз автопроизводителей России. В числе ключевых пунктов его программы значится участие в разработке и утверждении отраслевых стандартов и технических регламентов. Почти одновременно с автопроизводителями организовали межрегиональную ассоциацию "Сибирь" лесопромышленники. Российский союз машиностроителей (РСМ) появился осенью, а на его последнем заседании в декабре глава Госстандарта сделал развернутый доклад о своих планах и выступил с инициативой по заключению с союзом масштабного соглашения о партнерстве. С учетом того, что в России действует значительное число обязательных государственных стандартов, в законе предусмотрен переходный период: технические регламенты и новые стандарты, учитывающие международные стандарты, должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу указанного закона, после чего весь массив прежних стандартов утратит силу. До наступления этого срока требования к продукции, процессам и методам производства, эксплуатации и утилизации, установленные действующими нормативными правовыми актами и нормативными документами ведомств, будут подлежать обязательному исполнению только в части, соответствующей целям обеспечения безопасности. Подтверждение соответствия означает удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров. Основная цель его заключается в содействии приобретателям (потребителям) в компетентном выборе продукции, работ, услуг. Субъекты московского топливного рынка уже имеют опыт взаимодействия с прототипом организации, осуществляющей функции подтверждения соответствия. Еще в 1998 году Правительством Москвы была создана Московская палата сертификации на транспорте, которая предлагала платные услуги по сертификации автозаправочных станций, фактически сводившиеся к дублированию функций других надзорных органов. С большим трудом МТА удалось доказать несвоевременность такой деятельности и отказаться от услуг по сертификации. Но во вновь создающихся условиях такая деятельность будет востребована рыночными отношениями и независимая деятельность по сертификации товаров и услуг станет необходимым условием в установлении на рынке "кто есть кто". Подтверждение соответствия в России может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации в целях установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Орган по сертификации (а им может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые аккредитованы в соответствии с порядком, установленным законом), выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию, предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом. Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем. Декларирование соответствия осуществляется либо на основании только собственных доказательств (техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений, другие документы), либо на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать сведения, перечень которых предусмотрен в законе. Она подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней. Срок действия декларации определяется соответствующим техническим регламентом. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации и содержит сведения, перечень которых предусмотрен в законе. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. При ввозе на территорию России продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в таможенный орган одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия по спискам продукции с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов. Предоставление декларации о соответствии или сертификата соответствия не нужно, если таможенным режимом не предусмотрена возможность отчуждения продукции на таможенной территории Российской Федерации. Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В законе содержатся положения о государственном контроле (надзоре) за соблюдением технических регламентов, в частности, органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения, принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов, приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия. В законе также содержатся положения об ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) согласно законодательству Российской Федерации за несоответствие продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов. В связи с указанным законом Правительство Российской Федерации дало поручение от 24.01.03 г. N ХВ-П8-00792 отраслевым министерствам и ведомствам подготовить проекты нормативных правовых актов по следующим вопросам: порядок разработки, принятия и применения документов о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну; порядок оценки соответствия, в том числе государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну; правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов; программа разработки технических регламентов, которая должна содержать предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, которая должна утверждаться Правительством Российской Федерации ежегодно уточняться и опубликовываться; порядок организации постоянного учета и анализа всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, животным и растениям с учетом тяжести этого вреда, а также организации информирования приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов; правила опубликования уведомлений о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта и размер платы за их опубликование; порядок представления заключения экспертной комиссии по техническому регулированию, необходимого для направления Правительством Российской Федерации отзыва на внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте, с приложением необходимых документов; правила опубликования проекта федерального закона о техническом регламенте и размер платы за его опубликование; порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию; порядок опубликования заключений экспертных комиссий по техническому регулированию и размер платы за их опубликование; порядок опубликования проекта постановления Правительства Российской Федерации в случае отсутствия федерального закона о техническом регламенте; предложение Правительству Российской Федерации по определению органа, уполномоченного на исполнение функций национального органа по стандартизации; порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально - экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов); предложения по национальным стандартам национальному органу по стандартизации, который разрабатывает и утверждает Программу разработки национальных стандартов; порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование; порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию; порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию; методика определения стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия, которая предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями; порядок ведения реестра деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений; форма сертификата соответствия, утверждаемая федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию; порядок аккредитации органов по обязательной сертификации; порядок аккредитации испытательных лабораторий (центров), привлекаемых на договорной основе органом по сертификации для проведения исследований (испытаний) и измерений; методика определения стоимости работ по сертификации; порядок ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в едином реестре сведений и оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений; порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию; предложение по изображению знака обращения на рынке, которое будет установлено Правительством Российской Федерации; предложения по спискам продукции с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности для целей таможенного оформления импортных товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, которые утверждаются Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов; порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия; порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия; порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом; порядок и условия создания и функционирования единой информационной системы, предназначенной для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; порядок определения и ежегодного дополнения перечня отдельных видов продукции, в отношении которых обязательная сертификация заменяется декларированием соответствия, до вступления в силу соответствующих технических регламентов. Роль и значение саморегулирующихся организаций в вопросах технического регулирования все явственнее будут обозначаться по мере издания вышеуказанных нормативных документов. (При подготовке доклада использованы материалы Торгово-промышленной палаты РФ, Государственной Думы РФ и публикации в периодической печати).
Комментарии