В минувшую пятницу в стенах Санкт-Петербургского Государственного Горного института прошла конференция по проблемам развития малого и среднего независимого предпринимательства в области производства нефтяного сырья и нефтепродуктообеспечения. В ее работе приняли участие члены Российского Топливного Союза, Ассоциации Малых и средних нефтегазодобывающих организаций и Нефтяного Клуба Санкт-Петербурга, а также более 35 участников топливного рынка страны. Вот основные вопросы, которые выносились в тот день на повестку дня.
Нефтяная элита греет руки на "советских" НПЗ
Добывать и перерабатывать нефть в России стали с середины 19 века. Тогда у российских правителей еще не было опыта работы с вертикально-интегрированными компаниями и добыча, ровно, как и переработка черного золота относилась к разряду естественных монополий. В советское время в СССР было отстроено множество НПЗ, мощность и добротность которых нынче привлекла современных нефтяных гигантов.
"Парадоксальная ситуация, - заметил в своем выступлении Президент Российского Топливного Союза Сергей Борисов, - самые лучшие нефтеперерабатывающие мощности страны отданы на откуп ВИНКам. Кажется, что именно для их процветания создаются сегодняшние правила игры на топливном рынке страны, когда средние и малые предприятия отодвигаются в тень, а розница и вовсе уходит с рынка".
РТС неоднократно пыталось убедить власть имущих в том, что в стане, где нет свободной конкуренции, рынок, по определению, не может быть гармоничным.
"РТС выработал меры поддержки мелкого и среднего предпринимателя, занимающегося нефтепереработкой, - говорит Сергей Борисов, - Так, одно из последних программ, предложенных к рассмотрению Министерству по антимонопольной политике РФ, региональных топливных операторов, для поддержки которых предлагалось ввести систему премирования. Мы не получили ответа на наше предложение. И это не первый случай, когда с нами попросту не считаются".
Закон и потери
Прошло два с половиной месяца с того времени, как в силу вступил Федеральный Закон N110-ФЗ. Закон, согласно которому дорожные фонды должны были пополниться за счет реального потребления топлива в регионах, а вместо того практически полностью истощились.
Закон, снявший с ВИНКов бремя уплату акцизов, не просто оказался неработоспособным, а приблизил ситуацию на топливном рынке страны к той, которую западные экономисты называют коллапсом. Мелкие и средние предприниматели испытали от налоговых нововведений микро инсульт и сегодня все еще отходят от испытанного шока.
"Приняв этот закон, правительство отказало нам в праве на существование, - возмущались участники конференции". А Сергей Борисов заявил о своем намерении призвать виновников, в лице руководителей профильных министерств и некоторых депутатов, к ответственности.
Приоритетный вопрос: правовое обеспечение
В том, что несовершенную налоговую систему необходимо реформировать, сомнения нет. Несовершенны практически все основополагающие законопроекты - начиная с тех, которые регулируют порядок недропользования и получения информации о запасах полезных ископаемых в стране, и заканчивая правовыми актами, регулирующими сбор акцизов.
"Транснефть" попала под раздачу
Конфликт госкомпании "Транснефть" и нефтяников обрел новый виток своего развития. Теперь нефтепроизводители кардинально поменяли свое мнение о госкомпании, транспортирующей добываемую ими нефть. Если раньше участники топливного рынка утверждали, что "Транснефть" испытывает острый дефицит мощностей экспортных трубопроводов, то теперь госкомпанию обвиняют в недогрузе своих мощностей.
Об этом на конференции заявил вице-президент НК "Сургутнефтегаз", генеральный директор ООО "Киришинефтеоргсинтез" Вадим Сомов. По его словам, недогруз НПЗ сегодня составляет от 70 до 80 процентов. И если учесть, что нефтяные заводы способны полностью загружать свои производственные мощности, то недогруз в 30 процентов для НПЗ более, чем ощутим.
В тоже время, известны объемы добычи. В 2002 году они достигли 380 млн. кубометров в год, что на порядок превышает прежние объемы.
Комментарии