Конфереция

Вентспилс просит сырья

Латвийский порт может не выдержать нефтяной блокады Руководство Вентспилсского порта, компаний Ventspils Nafta и LatRosTrans решило обратиться к Владимиру Путину, чтобы тот помог разорвать нефтяную блокаду, в которой оказался латвийский порт из-за российской "Транснефти". Последняя исключила вентспилсское направление из экспортного графика российских поставок нефти с 1 января 2003 года. В "Транснефти" не скрывают своих намерений и, зная о скорой приватизации Вентспилсского порта, открыто говорят, что порты транзита российской нефти должны принадлежать россиянам. Россия не включила Латвию в экспортный график нефти на I квартал 2003 года "по техническим причинам". Как объяснял это решение вице-премьер Виктор Христенко, все трубопроводы западного направления, по которым идет российская нефть, загружены на 100%. Для Вентспилса таких возможностей нет. Впрочем, "при определенных условиях положение может измениться", сообщил Христенко. Традиционно нефтеэкспорт России через Вентспилс составлял 15 млн тонн в год. В 2002 году началось его планомерное сокращение - с 3,7 млн тонн в I квартале до 1 млн тонн в IV. Как считает глава "Транснефти" Семен Вайншток, порты, через которые идет российская нефть, должны принадлежать России. "Использование терминальных направлений, таких, как Приморск и Вентспилс, зависит лишь от степени участия России и российских компаний в перспективах тех или иных направлений", - добавляет источник в российском правительстве. Апелляция к президенту страны представляется аналитикам весьма странной. "В данном случае это не просто позиция российской компании "Транснефть". "Транснефть" - государственная компания, которая выражает государственные интересы, - говорит аналитик "Церих Кэпитал Менеджмент" Антон Затолокин. - В данном случае это, вероятно, вопрос все же международных отношений". Председатель правления Вентспилсского порта и мэр Вентспилса Айвар Лембергс считает, что решение "Транснефти" противоречит экономической логике. По его мнению, на сегодняшний день убытки России уже больше, чем стоимость Ventspils Nafta, контроля над которой добиваются россияне. По подсчетам Лембергса, прекращение транзита российской нефти через Вентспилс обойдется России в $1,2 млрд в 2003 году. Сейчас, по его словам, потери "Транснефти" составляют $253 тыс. в месяц. Теряют деньги и российские нефтяники. Руководство "Транснефти" отвергает политическую подоплеку прекращения поставок. По словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, отказ от экспорта нефти через латвийский порт - "это чистой воды экономика". В госкомпании считают, что для использования вентспилсского направления требуется вложить $143 млн на модернизацию ветки трубопровода, ведущего в латвийский порт. В Латвии уверены, что главная цель блокады - получение контрольного пакета акций нефтяного терминала Ventspils Nafta, продажа которого запланирована на этот год. В "Транснефти" эти предположения опровергают. Впрочем, Григорьев сказал "Финансовым Известиям", что в компании вполне могли бы рассмотреть предложение о покупке Ventspils Nafta, если таковое поступит. По мнению Айвара Лембергса, если российская нефть не вернется в Вентспилс, то руководство порта заморозит запланированную реконструкцию пристаней и переделает резервуары для хранения сырой нефти на 560 тыс. куб. м под хранение нефтепродуктов. "Прекращение поставок нефти было слишком неожиданным для нас, - говорит глава латвийско-российского СП LatRosTrans Ядвига Берзиня. - Нефтеэкспорт - стратегическая статья российской экономики, и потому первые лица страны должны быть в курсе того, что происходит в отрасли. Мы как раз и хотим получить ответ: если экспорт через Вентспилс невыгоден для российской экономики, пусть нам открыто об этом скажут". По информации "Финансовых Известий", вентспилсский вопрос будет решен уже в этом месяце на одном из заседаний правительственной комиссии.
Комментарии