Конфереция

Такой нелогичный рынок розничной торговли бензином

Как уже сообщал "Пресс-Лайн", в праздничные дни некоторые владельцы АЗС снизили цены на топливо. Причем сложилась непривычная картина - на соседних станциях, разница в цене на бензин одной марки доходила до 3 руб. Как сообщили "Пресс-Лайну" в комитете цен администрации края, поводом для снижения цен в рознице послужило снижение оптовых цен (от компании "ЮКОС"). А то, что часть розничных торговцев последовали примеру оптовиков, а часть нет - яркий пример нелогичности именно розничного рынка. Резкие скачки цен для топливного рынка вообще сейчас нетипичны. Однако на АЗС это наблюдается весьма часто и чаще всего, конечно, в сторону повышения. Благому примеру понижения стоимости бензина, как выяснилось на днях, спешат следовать далеко не все. Мало того, в краевом центре ценовые баталии розницы часто вообще не зависят от состояния оптового рынка. Только за прошлый месяц оптовая цена на все виды ГСМ снизилась в среднем на 5%. Основной поставщик нефтепродуктов в край - НК "ЮКОС" в феврале-марте снижала цену на нефтепродукты два раза: 20 февраля цена упала на 200 руб. за тонну бензина марки Аи-92 и Аи-80. Дизельное топливо в середине февраля подешевело на 250 руб. В начале марта оптовые цены снова упали, и теперь тонна бензина Аи-92 стоит 9 950, Аи-80 - 8 300, дизельного топлива - 9 200. Если пересчитать эти цифры на оптовую цену за литр ГСМ, то получится, что за месяц Аи-92 подешевел на 40 коп., Аи-80 - на 50, дизельное топливо на 80 коп. Кстати, такое понижение оптовых цен, на которое не среагировали владельцы АЗС, случается не в первый раз. Всю прошлую осень оптовая цена у одного из основных поставщиков горючего в край постепенно снижалась и в конце декабря составила, если брать 92-ой бензин, 8 700 руб. за тонну, или 6,7 руб. за литр. Цены на АЗС не падали вместе с оптовыми, а оставались на прежнем уровне. В конце декабря 2002 года на автозаправочных станциях цены взлетели вверх, хотя оптовые продавцы продолжали реализовывать ГСМ по прежним ценам. Когда же в начале этого года в связи с увеличением акциза оптовики подняли цены, розница повысила цены еще раз. То есть купив в декабре топливные ресурсы по старым ценам (например АИ-92 по 6,7 руб. за литр), владельцы АЗС продавали этот старый запас топлива по 12,50 за литр (дело в том, что запасов топлива на АЗС хватает на 5-7 дней). Тем временем, в других регионах розничные цены, как правило, ниже, чем в Красноярском крае, хотя оптовые примерно одинаковы. Например, в Томске и Абакане, где на розничном рынке ГСМ работает ЮКОС, цены дешевле на 1,5-2 руб. Специалисты видят причину этого в том, что в отличие от соседей в Красноярске нет крупного владельца сети АЗС, который бы смог держать цены на уровне соседних регионов. Станции в краевом центре в основном принадлежат мелким частникам, которые слабо следуют законам цивилизованного рынка. А практикуемая в смежных территориях схема "от нефтяной скважины - до бензоколонки", позволяет оптимизировать расходы внутри компании, чего не могут себе позволить мелкие розничные продавцы. Кстати позавчера, в комментариях СМИ некоторые владельцы АЗС, не снизившие цены, заявили, что те, кто это сделал, пытаются выжить их с рынка, и "принадлежат ЮКОСу". В связи с этим, стоит напомнить, что в Красноярском крае ЮКОС занимается только оптовыми продажами нефтепродуктов, так как не имеет в собственности розничной сбытовой сети и, соответственно не может влиять цену нефтепродуктов. 17 АЗС, действующие в Красноярске под логотипом "ЮКОС" не принадлежат компании, а работают с ней по договору франчайзинга, согласно которому НК не может влиять на их ценообразование. Следовательно, не может прогнозировать реакцию розничных продавцов на снижение оптовой цены на ГСМ.
Комментарии