Конфереция

Топливные подделки всегда в цене

Уже первые результаты "бензиновых проверок" говорят сами за себя: по данным пресс-службы Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями Службы криминальной милиции МВД России, только за первую неделю, то есть за 25 февраля - 2 марта, проверено более 600 АЗС, почти на трети из них выявлены недолив бензина, подмена высокооктанового (высококачественного) бензина на низкооктановый, а также факты сбыта поддельных автомобильных масел, присадок и т.п. По предварительным оценкам на середину марта, такого рода "коробейничеством" охвачено не менее трети всех АЗС России. Согласно материалам упомянутого управления "особое внимание будет уделено законности осуществления предпринимательской деятельности, наличию сертификатов на реализуемую нефтепродукцию, а также будут выявляться возможные хищения нефтепродуктов и каналы их доставки из Чечни, Татарстана и других нефтедобывающих регионов. По результатам проверок будут возбуждаться уголовные дела, а лица, виновные в нарушениях, будут привлекаться к уголовной ответственности". Но, заметим, о начале проверок было извещено заблаговременно, так что бизнесмены от бензина, скорее всего, сумели должным образом подготовиться к диалогу с ревизорами. Между тем подлинное качество бензина на АЗС уже давно стало притчей во языцех. По оценкам Российского топливного союза и Московской центральной топливной компании, не менее четверти сбываемых в столичном регионе нефтепродуктов - это подделки, в том числе с чеченских подпольных заводов. А зарубежные "топливные" СМИ такой показатель считают заниженным минимум на треть. Характерно и то, что наши чиновники предпочитают в лучшем случае безымянно комментировать упомянутые факты или инкогнито сообщать о некоторых фактах топливных подделок. Между тем рывок в этой сфере не в последнюю очередь связан с новой схемой взимания бензиновых акцизов. Ведь с января этот налог взимается с самих торговцев, а не с производителей нефтепродуктов, как это было раньше. Сами же акцизы увеличились почти на 40 процентов. Но такие налоги собирать непросто. Взять, к примеру, Астраханский регион - до последнего времени основной транзитно-сбытовой коридор для поддельного топлива из Чечни. Начальник астраханского управления МНС РФ Станислав Миронов на одном из недавних совещаний в Астрахани прямо заявил, что собрать эти акцизы "с владельцев АЗС будет чрезвычайно трудно по многим взаимосвязанным причинам. Новый Налоговый кодекс в части взимания акцизов на бензин не только неработоспособен, но и имеет, мягко говоря, антиэкономический характер". На этом рынке в Астраханской области работает около 200 АЗС. Предполагалось, что ВСЕ их подлинные владельцы обзаведутся налоговыми свидетельствами, но получить их могли легально только реальные собственники нефтебаз и бензоколонок. Посредники же, имеющие арендованный офис, лишь формально остались за бортом. Фактически они могут работать на топливном рынке и без упомянутых свидетельств. Если в цепочке "производитель - оптовик - бензоколонка" все трое или хотя бы двое последних не смогли получить указанные документы, то акциз взимается только один раз - непосредственно с завода. Когда у оптовика нет документа, а у собственника АЗС он есть, акциз уплачивается дважды, но компенсация последнему не возвращается. Значит, бензин у него неизбежно подорожает, в том числе и поддельный, который приобретать для автомобилистов куда дешевле, чем подлинный. В связи с такой несостыковкой многие владельцы АЗС, и не только в Астраханском регионе, поспешившие получить налоговое свидетельство, уже начали отказываться от него, найдя простой выход - в виде заключения с полуподпольным оптовиком агентского договора или договора-поручения. Ведь в этом варианте АЗС собственником топлива не становится и акциз не уплачивает! Кроме введения нового порядка взимания акциза Налоговый кодекс запретил малому бизнесу применять упрощенную систему налогообложения, то есть платить единый налог на вмененный доход. В результате налоговые платежи владельцев АЗС увеличились в несколько раз. Естественно, что свои потери собственники бензоколонок компенсируют на автовладельцах: либо ценой, либо некачественными нефтепродуктами и тоже по взвинченным расценкам. В России несколько десятков тысяч АЗС. Примерно половина этих объектов, принадлежащая крупным компаниям ("ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", "Славнефть", "Татнефть", ТНК и т.п.), содержит документацию в надлежащем порядке и поставляет потребителю почти исключительно качественный бензин. А вот для небольших нефтекомпаний и связанных с ними подставных заправочных фирм (это почти половина всех АЗС в России), которые для выживания вполне могут работать с топливными подделками, такие проверки в принципе полезны. Но опять-таки, они куда действеннее без предварительных уведомлений.
Комментарии