Конфереция

Плохо капает

Акциз на бензин по-прежнему поступает неравномерно Новый порядок сборов акциза на нефтепродукты, введенный с 1 января 2003 года, не помог регионам залатать дыры в бюджетах, образовавшиеся из-за отмены налога на пользователей автодорог. Вчера на встрече с сенаторами представители Минфина потребовали включить в бюджет-2004 30 млрд руб. для компенсации недополученных от акциза доходов. Члены Совета федерации взяли на размышление две недели. С 1 января 2003 года обязанность уплаты акцизов на нефтепродукты перенесена с производителей на оптово-розничную сеть. Авторы нововведения предполагали, что доля акцизов, предназначенная для субъектов (60% от суммы акциза) будет поступать не только в те регионы, где расположены нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Но схема не сработала. В начале года поступления в территориальные дорожные фонды ощутимо выросли - по данным налоговиков, в январе 2003 года туда было перечислено 17,6 млрд руб., в то время как в январе 2002 года эти сборы составили 6,5 млрд руб. Но в марте, по словам заместителя главы МНС Натальи Аристарховой, взносы в дорожные фонды могут иссякнуть. В первые два месяца 2003 года, говорит замминистра, осуществлялись платежи по итогам минувшего года, то есть в дорожные фонды перечислялись средства от разных налогов, причем львиная доля пришлась на отмененный налог на пользователей автодорог (см. справку). А поступления от акцизов, которые должны были заменить выпавшие платежи, по-прежнему сконцентрированы в двух десятках российских регионов, где расположены НПЗ. "Основная проблема связана с тем, что законодательство позволяет нефтяным компаниям, большинство которых - вертикально- интегрированные, самостоятельно определять, в какой из бюджетов платить акцизы, и выбирать, получать им свидетельства (регистрационное свидетельство на право осуществления реализации нефтепродуктов. - "Известия") или нет, - говорит глава налогового подкомитета СФ Олег Чиркунов. - Это негативно сказывается на ситуации с платежами акцизов по регионам в целом". Гендиректор Российской ассоциации дорожников Александр Афанасьев видит решение проблемы в том, чтобы обязать все организации, продающие нефтепродукты, перейти на новую форму оплаты акцизов и получать свидетельства. Но Наталья Аристархова уверена, что введение в НК положения о получении регистрационного свидетельства "не обеспечит гарантированное и равномерное поступление акцизов на нефтепродукты в регионах, но может привести к проблемам в их администрировании". К тому же, как подчеркнула замминистра, количество выданных регистрационных свидетельств на право осуществления операций с нефтепродуктами еще не гарантирует увеличения поступления акцизов. В Департаменте налоговой политики Минфина считают, что уже сейчас нужно позаботиться об источнике компенсации в региональные бюджеты за 2003 год. Представитель Минфина предложил членам Совета федерации заложить в бюджет на 2004 год 30 млрд руб. на эту компенсацию. Сенаторы обещали подумать. СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ" В январе 2003 года в территориальные дорожные фонды поступило 17,6 млрд руб., в том числе: транспортный налог - 101 млн руб. (в январе прошлого года - 0); налог на пользователей автодорог - 17,069 млрд руб. (6,226 млрд руб.); налог с владельцев транспортных средств - 138 млн руб. (242 млн руб.); земельный налог - 370 млн руб. (в 2002 году не платился); акциз на нефтепродукты - 27 млн руб. (в 2002 году не платился).
Комментарии