Конфереция

Нет места для нефти

"Транснефть" сократила прием сырья на 100 000 т в сутки Рост нефтедобычи и суровая зима сыграли злую шутку с нефтяниками. Сырье в буквальном смысле стало некуда девать, и "Транснефть" ограничила прием нефти у производителей. Это для них неприятно, но при нынешних высоких ценах на нефть не смертельно. Тем не менее проблема с мощностями по транспортировке нефти в России становится все более очевидной. Как сообщил "Ведомостям" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, ограничения на прием нефти для отдельных компаний периодически вводились транспортной монополией с начала года. Это было связано с тем, что не все сырье имело конкретного покупателя. Однако, говорит Григорьев, быстрый рост добычи и задержки с вывозом нефти из Новороссийска и Приморска из-за плохих погодных условий привели к переполнению системы "Транснефти". В итоге с начала марта транспортная монополия ввела ограничения для всех нефтекомпаний - в общей сложности на 50 000 т в сутки, а с 7 марта - на 100 000 т в сутки пропорционально добыче каждой компании. Григорьев уверяет, что это краткосрочная мера и в 20-х числах марта приемка нефти войдет в обычный режим, поскольку работа портов уже нормализовалась. "Данная ситуация - результат недальновидной политики самих нефтяных компаний, которые долгое время боролись за снижение тарифов на прокачку, - говорит вице-президент "Транснефти". - Они своего добились: из тарифов убрали инвестиционную составляющую. Теперь у "Транснефти" есть деньги только на поддержание системы, но не на ее развитие". Григорьев уверен, что ограничение приема нефти может повториться. "Нефтяные компании продолжают наращивать добычу, но трубопроводные мощности ограничены, и без дополнительных инвестиций эту проблему не решить", - говорит он. Вице-президент "Транснефти" отмечает, что на расширение отдельных "узких" участков трубопроводов необходимо всего 2 - 3 млрд руб. "Мы надеемся, что нефтяники сами обратятся в ФЭК с просьбой увеличить им тарифы на тех участках, где сейчас заперта их нефть, - говорит Григорьев. - А вообще, необходимо строить новые трубопроводы - БТС-2, "Дружба - Адрия" и др. ". Руководитель одной из крупных нефтяных компаний рассказал, что о сокращении прокачки "Транснефть" уведомила нефтяников в конце прошлой недели. Для них ограничение стало неприятным сюрпризом: "Это очень много". По словам топ-менеджера, руководитель "Транснефти" Семен Вайншток лично объяснял нефтяникам причину кризиса, убеждая их в том, что система действительно работает на пределе. Это смягчило гнев нефтяных генералов. "От нас мощности трубопроводной системы всегда скрывали, но если бы [их] не показали сейчас, то уже сегодня мы были бы в худшем случае в правительстве [с жалобой на "Транснефть"]", - говорит менеджер. По его словам, ситуация сейчас такова, что компании не могут даже оптимизировать маршруты транспортировки нефти, "лишь бы прокачать нефть". Он считает, что при текущем уровне добычи кризис с транспортировкой нефти может быть разрешен лишь с вводом БТС-2 и ветки Холмогоры - Клин. Против последнего проекта активно возражает президент "Роснефти" Сергей Богданчиков. Это и неудивительно: "Транснефть" и ряд нефтедобывающих компаний предлагают увеличить пропускную способность участка Холмогоры - Клин, что подразумевает смешение в этой трубе малосернистой нефти Siberian Lights и сернистой Urals. Между тем от этого трубопровода питается принадлежащий "Роснефти" Туапсинский НПЗ, который рассчитан на переработку только малосернистой нефти. На вчерашней пресс-конференции Богданчиков уже не в первый раз заявил, что если Urals пойдет по участку Холмогоры - Клин, то оборудование Туапсинского НПЗ очень быстро выйдет из строя. Чтобы переоборудовать его под сернистую нефть, по словам президента "Роснефти", требуется $170 млн. "Если эти затраты нам компенсируют, мы не будем возражать", - говорит Богданчиков. Представитель еще одной крупной компании говорит, что она не планирует сокращения добычи, поскольку перебои в приеме нефти пока не носят системного характера. Однако он не исключает, что компании придется задуматься об остановке скважин, если эти перебои станут долговременной тенденцией. Аналитик Petroleum Argus Михаил Перфилов говорит, что ограниченность мощностей "Транснефти" - проблема не сегодняшнего дня, она давно требует комплексного решения, а именно строительства новых трубопроводов и терминалов. От нынешних ограничений, полагает эксперт, нефтяники серьезных убытков не понесут, скорее речь может идти об упущенной выгоде. Причина в том, что нефтяные цены продолжают оставаться на очень высоком уровне. "Гораздо острее нефтяники будут реагировать на подобные ограничения, когда цены упадут", - говорит эксперт.
Комментарии