Конфереция

КРАТКИЙ ОТЧЕТ о совещании в Департаменте ТЭКа Минэкономразвития РФ

Тема: О сложившейся практике взимания акцизов на нефтепродукты. Присутствовали: представители ОАО "НК Лукойл", ОАО "НК ЮКОС", ОАО "НК Сибнефть", НГК "Роснефть", НГК "Славнефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "ТНК", Департамента налоговой политики Минэкономразвития РФ, Российского топливного союза. Вел совещание: заместитель руководителя Департамента ТЭК Минэкономразвития РФ Савинов Вячеслав Константинович. Во вступительном слове Савинов В.К. сообщил присутствующим, что Правительство РФ на своем заседании 6 февраля 2003 года в ходе рассмотрения вопроса об основных направлениях намечаемой налоговой реформы протокольно поручило Минэкономразвития РФ совместно с местными органами исполнительной власти проведение анализа сложившейся практики взимания акцизов на нефтепродукты в условиях действия введенного с 01.01.2003 года законодательства и в апреле текущего года доложить полученные результаты. В связи с этим принято решение заслушать мнение всех заинтересованных сторон, учитывая, что по данному вопросу уже сложились различные позиции и практика реального применения действующего законодательства об акцизах. Представитель НГК "Славнефть": НГК "Славнефть" получила свидетельство на право производства операций с нефтепродуктами на головную компанию. Свидетельства получили также крупные сбытовые структуры компании. С уплатой акциза фактически ничего не изменилось по сравнению с существовавшим ранее порядком. Основным плательщиком акциза является головная компания. Со сбытом продукции проблем не возникает, так как у компании практически нет оптово-розничных покупателей со свидетельствами. Проблемы имеются только у сбытовой структуры, которая в больших объемах обеспечивает нефтепродуктами 3 субъекта федерации в части пропорционального разделения уплаченного акциза между соответствующими территориями. С давальцами, входящими на наш НПЗ, проблем также нет. Представитель ОАО "НК Лукойл": В условиях отмены налога на пользователей автодорог руководством компании принято политическое решение максимально поддержать регионы и получить свидетельства по всей цепочке поставок нефтепродуктов, чтобы акциз мог пропорционально потребленному топливу поступать во все регионы, где работает компания. Но нас волнует проблема, не произойдет ли повторная уплата акциза в цепочке поставщиков, что можно расценивать как кредитование государства, так как потом придется долго возвращать повторно уплаченный акциз. Ключевой проблемой для компании остается также оценка работоспособности схемы зачета акциза и практическая роль при этом налоговых органов. Еще важно установление налоговыми органами момента получения права вычета уплаченного акциза, так как он чреват многократностью его уплаты. Вообще-то оценивать эффективность всего механизма рано, так как не проведены основные платежи по реализованным партиям топлива и сейчас невозможно без фактуры оценить последствия введения новой схемы взимания акцизов. Целесообразно оценить последствия после 25 марта, когда акциз будет уплачен производителем нефтепродуктов и станет ясна ситуация по оценке работоспособности всей схемы. Компания поставляет топливо независимым участникам рынка, имеющим свидетельство, испытывая при этом определенные неудобства. Представитель ОАО "Сургутнефтегаз": Проблема для компании в связи с акцизами остро не стоит, так как у нас один НПЗ и там имеется один давалец. Компания уплачивает акциз в оптовом звене. Все потребители свидетельство не получали, чтобы не иметь лишних проблем. Основная наша позиция состоит в том, что введенная схема взимания акцизов ни к чему новому не привела, схема уплаты осталась прежняя. Губернаторы при этом ничего не получают, поэтому началась некоторая паника, идет определенное давление на наши областные сбытовые структуры. Идея о переносе акцизов на конечного продавца нами всегда поддерживалась, но не в том искаженном виде, как в итоге получилось. От введенной системы документооборота никто не будет доволен. В результате все поставщики и потребители получили "головную боль". Вообще об оценке практики применения новой схемы взимания акцизов говорить преждевременно, так как для реальной оценки ее пока нет достаточных фактических данных. Представитель ОАО "Сибнефть": Компания имеет свидетельство и работает со всеми потребителями, как имеющими свидетельство, так и нет. Проблемы те же, что уже упоминались. Есть проблемы с возможностью двойной уплаты акциза и получением последующего вычета. Реальной практики, достаточной для объективной оценки данной схемы, еще нет. Не получены и необходимые разъяснения от МНС по уже возникшим проблемам. Мы ожидаем получение первых реестров счетов - фактур с отметками налоговых органов к началу марта и после этого можем сделать какие-то выводы. С целью обеспечения гарантий по возврату акциза компания требует внесения залога на сумму начисленного акциза от реализованного объема топлива на основе требований гражданского законодательства. Представитель РТС: По нашим сведениям в большинстве регионов России свидетельство получают только оптовики, а остальным потребителям продают топливо с включенным акцизом в оптовую цену. Некоторые компании своим сбытовым сетям отпускают нефтепродукты без акциза. В г. Москве по такой схеме работает ОАО "НК Лукойл" и ОАО "МНК". В целом ситуация определяется отношением к собственности, сложностью схемы уплаты акциза и предоставленной в законе возможностью неполучения свидетельства отдельными участниками снабженческой цепочки. Розничные субъекты рынка отрицательно относятся также к требованию НК по внесению залога, особенно объектами недвижимости (АЗС), так как это чревато непредсказуемыми последствиями для их владельцев. Для солидной розничной компании уплата акциза связана с большими денежными суммами, в возмещение которых при определенных искусственно созданных обстоятельствах может быть востребована залоговая недвижимость. В этой ситуации проще работать вообще без свидетельства, т.е. по старой схеме взимания акцизов. Предложения по выходу из сложившейся ситуации РТС давно сформулировал. Эти предложения поддерживаются Департаментом налоговой политики Минэкономразвития, Минэнерго, Московским Управлением МНС РФ. Свидетельства должны получать все участники рынка, отчетными материалами по проведенным операциям должны быть товаро-сопроводительные документы на передачу продукта, не должно быть никаких возвратно-зачетных схем. Должно быть три свидетельства: на оптовую, розничную и оптово-розничную торговлю при условии послабления в вопросах владения собственностью вплоть до заявительной формы при оптовой торговле. Уплата акциза должна производиться один раз на конечном этапе реализации. При этом не должно быть никаких дополнительных подтверждающих документов, тем более, в прохождении которых задействованы налоговые органы. Представитель НГК "Роснефть": По нашему мнению было бы целесообразнее вернуться к прежней схеме взимания акцизов, которая одновременно сняла бы большинство названных здесь проблем. Представитель ОАО "НК ЮКОС": Мы хотим привлечь внимание присутствующих к нескольким проблемам: это формирование условий для получения налоговых вычетов, устранение возможностей для двойного налогообложения, а также формирование единой базы налогоплательщиков. Нам обещали налоговики, что такая база будет создана и по ней мы сможем проверять своих контрагентов. Но пока такой базы в пользовании нет. Оценивать в общем всю схему пока рано. Наша компания получила свидетельство до уровня оптовой реализации. Представитель ОАО "ТНК": Мы присоединяемся к высказанным мнениям коллег по обсуждаемому вопросу. Хотели бы привлечь внимание к тому, что налоговики не поспевают за изменениями законодательства и не вносят своевременно изменения в свои ведомственные приказы. Поэтому сейчас нет ясности, как исполнять законодательство по акцизам. Мы сейчас вынуждены действовать методом проб и ошибок. Мы констатируем то обстоятельство, что МНС РФ оказалось не готово действовать в условиях применения нового законодательства по акцизам. Поэтому при использовании рекомендаций и программных продуктов возникают определенные накладки. Имеются факты выдачи на одно юридическое лицо 2-х свидетельств. Зам. руководителя Департамента ТЭК Минэкономразвития РФ Савинов В.К.: На основе сегодняшнего обсуждения обозначены те проблемы, которые существуют в сложившейся системе взимания акцизов на нефтепродукты. Это, в основном, проблема вычетов и наполнение региональных дорожных фондов . Мы намерены в конце марта собрать еще раз представителей всех заинтересованных сторон, с тем, чтобы на основе конкретных результатов окончательно определиться в мнениях о работоспособности введенного законодательства об акцизах и с учетом этого выработать соответствующие предложения. Мы встревожены проблемой того, что получат регионы в результате применения нового законодательства. В этом отношении озабоченность проявляет также Совет Федерации, который уже запросил сведения в различных ведомствах. По итогам 1-го квартала Совет Федерации намерен оценить результативность введенной схемы и принять соответствующие меры.
Комментарии