Конфереция

О двух головах. Россия объединит проекты нефтепроводов на Восток

За неделю до заседания правительства, посвященного развитию Дальнего Востока, российские нефтяники нашли компромисс по строительству нефтепроводов. Вчера "Транснефть" согласилась объединить свою трубу из Ангарска на Находку с китайским проектом. Если правительство поддержит этот проект, России удастся угодить сразу двум странам - Китаю и Японии. Кабинет министров поднимет тему освоения Дальнего Востока 13 марта, но заинтересованные стороны начали подготовку заранее. Сегодня в Россию приезжает японская делегация во главе с руководителем агентства природных ресурсов и энергетики при Министерстве экономики, торговли и промышленности Японии Ивао Окамото. Японцы будут склонять РФ построить нефтепровод до Находки (о потребностях этой страны в импорте энергоресурсов см. "Япония во мгле"). Глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский вчера дал понять, что его компания не будет экспортировать нефть в Находку, а тогда заполнять этот трубопровод будет нечем. В последнее время Россия выбирает между двумя маршрутами движения нефти из Ангарска в Иркутской области: в китайский Дацин (покупателем будет только Китай - вариант "ЮКОСа") и российский порт Находка (теоретически нефть отсюда можно поставлять в Китай, Японию, Корею и США - детище "Транснефти"). Поэтому первый проект стоимостью $2,2 млрд получил поддержку на политическом уровне со стороны Китая (он готов закупать 30 млн тонн нефти в год), за второй стоимостью около $6 млрд ратует Япония (она готова приобретать все 50 млн тонн нефти в год). Российским компаниям, похоже, удалось найти способ удовлетворить запросы обеих стран. Вчера "Транснефть" направила письмо в Минэнерго. "С целью повышения экономической эффективности проекта транспортировки нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона" компания предлагает избрать "южный" вариант. То есть трубопровод пойдет от Ангарска до Забайкальска, а затем раздвоится: одна ветка уйдет на Китай, вторая - на Находку в бухту Перевозная. Изобретение компромиссного маршрута еще не означает, что правительство изберет именно его. Возможно, поэтому глава "ЮКОСа" говорит, что рассчитывать на большое количество потребителей нефти на Дальнем Востоке не стоит. По его словам, их будет всего два: Китай и Япония. "Штаты не будут брать из России больше 15% своих потребностей в нефти. Мы этот объем покроем Мурманским проектом (предусматривает экспорт нефти до 120 млн тонн в год. - "Известия")", - говорит глава "ЮКОСа", отмечая, что затраты на транспортировку через Мурманск в 2 раза ниже, чем через Находку. Идея проекта до Находки привлекательна для России тем, что позволит начать освоение Восточной Сибири. Однако будут ли там найдены большие запасы нефти, пока неизвестно (по подсчетам "ЮКОСа" в этом регионе может быть от 0,5 до 5 млрд тонн). Именно эта неуверенность, по признанию главы "Транснефти" Семена Вайнштока, заставила ее искать компромиссные варианты. Впрочем, на экономико-политическом уровне этот компромисс больше сдвигается в сторону Китая. В случае положительного решения строительство трубопровода в Дацин начнется в 2005 году. "Если в Восточной Сибири будут найдены запасы, на освоение уйдет 15 лет и около $ 14 млрд", - говорит г-н Ходорковский. В "ЮКОСе" считают, что нефти в регионе хватит пока лишь на 40 млн тонн в год (Томская область даст 20-30 млн тонн, а 15-20 млн тонн прибавится с месторождений в Якутии и Восточной Сибири). Поставлять свою нефть из Томской области в Китай "ЮКОС" готов, но предпочитает западное направление. Так что, пообещав Японии нефть из Восточной Сибири, правительству придется найти еще 35 млн тонн для заполнения нефтепровода и уповать на богатые нефтяные открытия в этом регионе.
Комментарии