Что бы ни показали стихийные проверки, затеянные федеральными ведомствами и уже вторую неделю инспектирующие петербургские АЗС, качество реализуемого в северной столице топлива оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствуют и инспектора Нефтяной инспекции Санкт-Петербурга и нефтеперерабатывающие заводы. Причем, последние страдают от некачественного топлива больше инспекторов, так как для них продажа некачественного продукта с АЗС, прежде всего - неисправимый ущерб их репутации.
"По идее, все АЗС должны продавать именно то топливо, которое произведено на нефтеперерабатывающих заводах, - рассказывает начальник Нефтяной Инспекции Василий Смеричук. - То есть в его первозданном виде. Но если бы все было именно так, то вопросов о качестве топлива, скорей всего, не возникало бы. Ведь на всех НПЗ налажен строгий контроль над технологическим процессом и конечным продуктом - за этим следят собственные ОТК и представители заказчиков, среди которых, кстати, есть и военные (немалая часть горюче-смазочных материалов отправляется в армию). К тому же, перенастраивать технологическое оборудование ради выпуска нескольких сотен тонн "некондиционного" топлива просто невыгодно".
ОТК следят, а моторы продолжают глохнуть. Только в последние месяцы в Петербурге зарегистрировано несколько случаев выхода двигателей из строя. Причины этих инцидентов сейчас устанавливаются.
В таких случаях пострадавшие обычно обвиняют НПЗ, хотя на самом деле в 99% из 100% виноваты посредники, приобретающие качественное топливо и "улучшающие" его с помощью всевозможных насадок, в том числе и запрещенных. Так, в Нефтяной инспекции Санкт-Петербурга неоднократно сталкивались со случаями, когда в сбываемом на рынке бензине выявляли ранее неизвестные присадки неорганического происхождения.
Также известны случаи, когда торговцы топливом покупают на НПЗ не только кондиционный, но и дешевый, так называемый прямогонный бензин, который получают при первичной перегонке нефти. Такой бензин обычно используют в качестве сырья в химической промышленности. Прямогонный бензин смешивают с кондиционным, увеличивая объем "товарного" топлива. Но при этом октановое число заведомо не отвечает требованиям стандарта, и продавать такой бензин - дело более чем рискованное.
Ранее качество бензина контролировали специалисты Нефтяной инспекции. Теперь же, когда они перестали заниматься лицензированием, качество продаваемого топлива было пущено на самотек. Так что фактически потребитель остался один на один с оператором.
Поэтому сейчас вопрос качества продаваемого топлива стал приоритетным для многих нефтяных компаний. Причем, не только на словах, но и на деле.
"В начале текущего года в Нефтяной клуб Санкт-Петербурга обратились с инициативой создания регулирующего механизма несколько компаний, - рассказывает президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. - Больше всего заинтересованными в этом вопросе оказались компании "Лукойл", ПТК, "Славнефть", а так же областные НПЗ и автосервисы. Они выступили с предложением разработать действенный механизм контроля качества и учредить Петербургский знак качества топлива, который стал бы высшей наградой добросовестному нефтетрейдеру".
В этом вопросе участники топливного рынка Санкт-Петербурга намерены опираться на опыт Москвы.
Столичный опыт примечателен тем, что московские нефтетрейдеры не пошли исключительно по административному пути. В Москве посчитали, что топливному оператору необходим некий стимул, некий знак отличия добросовестного торговца от того, кто во главу угла ставит сиюминутную выгоду. Московская Топливная Ассоциация обратилась к известному еще с социалистических времен "Знаку Качества", который присуждается по итогам годовых проверок и гарантирует потребителю качество приобретаемого им топлива. Что касается критериев качества топлива, то они будут составляться с учетом рекомендаций Госстандарта России.
Однако и у этой награды есть оборотная сторона. Был случай, когда одна из московских АЗС, отличившись в первый год и получив заветный знак, не оправдала доверие потребителей уже в начале следующего.
Как сообщил корреспонденту Au92 Олег Ашихмин, вопрос создания механизма обеспечения и контроля качества топлива, реализуемого в Петербурге, будет решен в течение нескольких месяцев.
Au92 будет следить за развитием ситуации.
Комментарии