Конфереция

"Татнефть" заменит "Сургутнефтегаз"

На топливном рынке российского Северо-Запада "Татнефть" прорубает окно в Европу. Компания обратилась в правительство Ленинградской области с просьбой выделить участок под строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в районе порта Приморск. Эта просьба, судя по высказываниям чиновников областной администрации, вскоре может быть удовлетворена. В правительстве Ленинградской области ничего не имеют против планов "Татнефти". При этом отмечают, что двух НПЗ области не требуется. Высказывание не очень приятное для "Сургутнефтегаза" и "Роснефти", которые летом прошлого года подписали с правительством области трехстороннее соглашение о строительстве НПЗ мощностью 10 млн. В "Татнефти" комментировать свой новый северо-западный проект отказываются. В комитете по экономике и инвестициям Ленинградской области из этого секрета не делают. Более того, рассказывают и о причинах появления в татарской компании новых планов по освоению топливного рынка Северо-Запада. По словам представителя администрации Ленинградской области, "Роснефть" предпринимает попытки избавиться от своего партнера в проекте строительства НПЗ в Ленинградской области. Вице-губернатор области Григорий Двас считает, что "подлинность интересов "Татнефти" и "Роснефти" по этому проекту не вызывает сомнений". Поэтому в администрации области не исключают, что "Татнефти" могут предложить стать третьим участником проекта. В администрации делают акцент на том, что это будет самый современный в стране НПЗ с глубиной переработки до 95%. А чьими силами он будет построен, похоже, администрации, собственно, уже не важно. Понятно, что в пресс-службе "Роснефти" информацию о будущей смене партнера не подтверждают. "На сегодняшний день действует подписанное в прошлом году трехстороннее соглашение между "Сургутнефтегазом", "Роснефтью" и администрацией Ленинградской области. У "Татнефти" - самостоятельный проект", - говорит представитель "Роснефти" Дмитрий Пантелеев. С "Сургутнефтегазом", надо заметить, дело у "Роснефти" не заладилось. Первоначально предполагалось, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта будет готово к концу 2002 года, но оно до сих пор еще не сделано. "Киришинефтеоргсинтез", которому было поручено разработать ТЭО, приступил к его написанию только в середине ноября прошлого года. По словам представителя "Роснефти", в компании действительно недовольны недостаточной активностью "Сургутнефтегаза" в проекте. "У "Роснефти" - большой дефицит нефтеперерабатывающих мощностей, поэтому заинтересованность в строительстве НПЗ весьма велика", - считает аналитик "Тройки-Диалога" Валерий Нестеров. У "Сургутнефтегаза" более оптимальное соотношение добывающих и перерабатывающих мощностей. И в этом смысле нерасторопность "Сургута" объяснима. План "Татнефти" предполагает строительство не только НПЗ, но и транспортного терминала. "В связи с низким качеством татарской нефти возникают большие сомнения в ее востребованности на внешнем рынке", - считает аналитик АВК Александра Вертлюгина. По мнению аналитиков, строительство НПЗ в Приморске имеет смысл только в том случае, если ориентироваться на экспорт нефтепродуктов. Прежде всего из-за высокомонополизированной структуры рынка нефтепродуктов Северо-Запада. Места для новых игроков здесь нет. Ориентироваться на увеличение сбыта в других регионах также не имеет смысла. В общей сложности рост внутреннего рынка в ближайшие 8 лет, по расчетам аналитиков, составит лишь 3 млн т. Мощность же НПЗ в Приморске, по расчетам, составит 6-10 млн т в год. По прогнозам же администрации Ленинградской области, объем перевалки нефтепродуктов в порту Приморск планируется увеличить до 100 млн т в год. Таким образом, этот порт станет самым крупным в России.
Комментарии