Правительство нашло способ "нажать" на компанию "ЮКОС" в вопросе строительства трубопровода в Китай. ТНК уже поддерживает
альтернативный юкосовскому правительственный проект сооружения нефтепровода в Находку
В середине марта правительство РФ рассмотрит "основные направления развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири". Ожидается,
что на заседании 13 марта кабинет министров обсудит проекты строительства нефтепроводов восточного направления и определит сроки
реализации проектов по экспорту восточносибирской нефти. Однако проблема в том, что федеральным властям никак не удается договориться
с нефтяными олигархами о маршруте, по которому пойдет труба. Руководители большинства частных нефтяных компаний поддерживают
вариант, предложенный "ЮКОСом" - строительство трубопровода из Ангарска в китайский порт Дацин. Правительство же рассчитывает
довести трубу до тихоокеанского порта Находка. Реализовать оба проекта одновременно невозможно, поскольку для этого просто не хватит
нефти. Чтобы "убедить" олигархов изменить свое мнение и сделать "правильный выбор", федеральные власти пошли на хитрую комбинацию.
Госкомпании "Роснефть" и "Газпром" подняли вопрос о перераспределении нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири. Их позиция была
поддержана президентом Владимиром Путиным. Нефтяным магнатам дали понять, что они не только не получат новых лицензий в регионе, но
и рискуют потерять уже выданные. Любопытно, что новый метод "укрощения" олигархов уже начал приносить плоды: о поддержке
дальневосточного маршрута заявила компания ТНК.
Вопрос о том, куда пойдет восточносибирская нефть, решится на заседании правительства менее чем через две недели, и, чем ближе дата
принятия финального решения, тем, соответственно, острее идет борьба. На рассмотрение кабинета будет вынесено два проекта.
Государственная трубопроводная компания "Транснефть" выступает за строительство нефтепровода из Ангарска в Находку. Согласно планам
"Транснефти", труба должна пройти по всей территории Восточной Сибири недалеко от уже разведанных нефтегазовых месторождений,
обеспечив, таким образом, создание нефтетранспортной инфраструктуры на Востоке страны. Мощность нефтепровода может составить от 20
до 90 млн. тонн в год. В результате российская нефть получит выход на нефтяные рынки Японии, США и стран Юго-Восточной Азии. Частная
компания "ЮКОС" лоббирует строительство нефтепровода в Китай по маршруту Ангарск-Дацин. При этом китайский вариант поддерживают и
другие частные компании. На данный момент трубопроводных мощностей не хватает, "китайский" вариант трубы значительно дешевле и
может быть построен в короткие сроки. "ЮКОС", в принципе, способен загрузить трубу Ангарск-Дацин своими силами. Согласие партнеров
из других частных компаний необходимо "ЮКОСу" для того, чтобы убедить правительство выбрать именно китайский маршрут. Тогда вся
восточносибирская нефть пойдет в Китай. По мнению экспертов, в этом случае Россия окажется в зависимости от жесткого ценового диктата со
стороны китайцев.
Формально, по словам участников рынка, федеральные власти не могут заставить частные компании выбрать предложенный ими маршрут
транспортировки нефти до Находки. Фактически единственный рычаг, которым может воспользоваться правительство, чтобы "убедить"
нефтяников "прислушаться" к мнению властей - выдача лицензий на разработку восточносибирских месторождений. Не исключено, что
многолетняя эпопея, связанная с продажей Талаканского месторождения в Якутии, как раз и объясняется тем, что ни одна из частных
компаний-претендентов на его разработку не поддержала проект по строительству трубопровода к тихоокеанским портам. Казалось бы, что
проще - отдать это месторождения участвовавшим в тендере государственным компаниям, "Роснефти" и "Газпрому". Однако разработка
Талакана требует миллиардных инвестиций и федеральные власти не торопятся инвестировать столь значительные средства из собственного
кармана.
В результате, чтобы повлиять на мнение частников, государство пошло на нестандартный ход. В середине февраля руководители
государственных компаний "Роснефть" и "Газпром" написали письмо Владимиру Путину. Сергей Богданчиков и Алексей Миллер выступили с
сенсационным предложением, суть которого состоит в перераспределении нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири. Согласно письму, для
эффективной разработки нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири, целесообразно объединение нескольких месторождений. Главы
госкомпаний предложили соединить в единый проект и выставить на торги крупнейшие восточносибирские месторождения, а именно,
Чаяндинское (запасы - 1,2 трлн. кубометров газа), Ковыктинское (1,88 трлн. кубометров газа), Верхнечонское (200 млн. тонн нефти и 95,5 млрд.
кубометров газа), Талаканское (124 млн. тонн нефти и 47 млрд кубометров газа) и Средне-Ботуобинское (51,7 млн тонн нефти и 547 млрд.
кубометров газа). Президент отреагировал оперативно. Согласно его резолюции, "предложение заслуживает внимание и поддержки".
Разобраться с ситуацией было поручено премьер-министру Михаилу Касьянову. Любопытно, что лицензии на Верхнечонское и Ковыктинское
месторождение уже выданы компании "РУСИА Петролеум", акционерами которой являются BP, ТНК и "Интеррос", а Средне-Ботуобинское
месторождение принадлежит компании "Таас-Юрях-нефть". Главное, что подобная инициатива исходит от государственных компаний. Так что
ни у кого не должно возникать вопросов, кому будут отданы восточносибирские ресурсы, если нефтяники проявят излишнюю строптивость (в
"Роснефти" и "Газпроме", конечно отрицают намерения поставить месторождения под свой контроль). Любопытно, что параллельно с
госкомпаниями в игру включилось и Минприроды. Почти день в день с посылкой письма Путину, министерство пригрозило лишить "РУСИА
Петролеум" лицензии на разработку Верхнечонского и Ковыктинского месторождений за "невыполнение лицензионных соглашений". В
министерстве считают, что компания на несколько лет опаздывает с вводом месторождения в строй.
Реакция на "письмо" со стороны "частников" последовала незамедлительно. На прошлой неделе вице-президент ТНК (альянсу ТНК-BP
фактически принадлежит Ковыкта) Владимир Немцев заявил о том, что его компания "считает наиболее перспективным проект строительства
нефтепровода на восток "Ангарск-Находка"". Любопытно, что прежде ТНК солидаризировалась с позицией "ЮКОСа". Г-н Немцев отметил,
что специалисты компании, изучая два варианта строительства нефтепровода на восток "Ангарск-Находка" и "Ангарск-Дацин" (Китай),
"пришли к выводу, что наиболее перспективным с точки зрения государства является маршрут строительства нефтепровода до Находки".
"Строительство нефтепровода в Китай также является перспективным, однако в более отдаленном будущем. На данном этапе необходимо
построить нефтепровод до Находки", - считает г-н Немцев.
Смена позиции ТНК резко увеличивает шансы на принятия решения о первоочередном строительстве нефтепровода к тихоокеанским портам.
Не исключено, что стан "союзников" "Транснефти" в ближайшее время могут пополнить еще "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз", для которых
юкосовский проект в краткосрочной перспективе хоть и более привлекателен, но его первоочередная реализация не является принципиальной.
Правда, возможно, что серьезное влияние на итоговое решение правительства окажут не только внутренние расклады вокруг планов по
строительству трубопровода, а лоббирование заинтересованных сторон из-за рубежа. Так недавно, Китай заявил о том, что готов начать
досрочное погашение российского кредита в 1,8 млрд. долларов, если эти деньги пойдут на строительство нефтепровода Ангарск-Дацин. Не
теряет времени и Япония. В Токио считают, что труба должна идти в Находку, а ответвления в Китай вообще быть не должно. При этом, в
"Транснефти" говорят, что Япония покупать 50 млн. тонн в год. Так что не исключено, что при выборе экспортного маршрута правительство
будет руководствоваться не только экономическими соображениями, но и внешнеполитическими приоритетами.
Комментарии