Конфереция

Взбаламученный бензин. Госкомстат в конце февраля дал картину январского изменения цен на бензин: в рознице он подорожал на 5% в среднем по России

Скоро автовладельцам придется выкладывать по 12-14 руб. за литр без гарантии качества топлива. Противоречивые тенденции цен (см. таблицу) говорят о том, что взбаламученный топливный рынок до сих пор не успокоился. А камень в него бросил законодатель, который отменил дорожный налог и перенес уплату акциза с производителей нефтепродуктов на розничных торговцев. К тому же с 1 января 2003г. акцизы на бензин и моторные масла возросли на 45%. Смысл налоговых новаций состоял в том, чтобы распределить уплату акцизов равномерно по регионам и тем самым компенсировать им отмену дорожного налога. Новации законодателя, принятые в июле 2002г., вызвали резкую критику общественности. Так, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша заявил "Времени МН", что новый Налоговый кодекс в части взимания акцизов на бензин не только неработоспособен, но и носит антигосударственный характер. Потому что от него пострадает вся Россия. Законодателю пришлось вместе с представителями Министерства по налогам и сборам срочно засесть за поправки и "родить" еще одну главу - 22 НК, принятую в самом конце декабря. В старой-новой главе акциз намечалось взимать со всех участников цепочки НПЗ - база - АЗС и лишь после сведения в МНС пар счетов-фактур покупателя и продавца возвращать его первым. При этом предполагалось, что участники топливного рынка обзаведутся налоговыми свидетельствами. Получить их могли только реальные собственники нефтебаз и бензоколонок. А посредников, имеющих лишь арендованный офис, по замыслу МНС удастся "проредить". На этой неделе компания "TaxHelp" (налоговая помощь) провела семинар, на который пригласила в том числе и начальника отдела методологии акцизов МНС Нину Нечипорук. По разъяснению г-жи Нечипорук, арендаторы (посредники) формально остались за бортом. Но фактически они могут работать на топливном рынке и без налоговых свидетельств. При этом если в цепочке производитель - оптовик - бензоколонка все трое или хотя бы два последних не смогли получить указанные документы, то акциз взимается только один раз - с НПЗ. Хуже, когда у оптовика нет документа, а у собственника АЗС есть. В этом случае акциз уплачивается два раза и компенсация последнему не возвращается. Значит, бензин у него окажется дороже. Г-жа Нечипорук сообщила, что многие владельцы АЗС, поспешившие было получить налоговое свидетельство, уже начали отказываться от него. Однако для них, оказывается, есть простой выход: заключить с "полуподпольным" оптовиком агентский договор или же договор поручения. В этом случае АЗС собственником топлива не становится и акциз не уплачивает. Еще одна новация: губернаторы некоторых регионов оказывают давление на участников топливного рынка (НПЗ и оптовиков), с тем чтобы они не оформляли получение налогового свидетельства. Ведь в этом случае акциз им не возвращается и 100% от него (по крайней мере, в 2003г.) остаются в бюджете региона. Кроме введения нового порядка взимания акциза, НК запретил малому бизнесу применять упрощенную систему налогообложения: уплачивать так называемый единый налог на вмененный доход. По данным представителя сбытовой организации Хабаровского края, приехавшего на семинар TaxHelp, налоги владельцев АЗС выросли в 5 раз. Аналогичная ситуация и в Москве: по данным исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, налогообложение АЗС увеличивается в 2 раза. Естественно, что собственники бензоколонок компенсируют свои потери на автовладельцах. На этой неделе подразделения ГУБЭП МВД совместно с Госторгинспекцией Минэкономразвития начали массовую проверку АЗС во всех регионах России. Только за первый день работы удалось охватить более чем 500 бензоколонок, на части из них выявлены нарушения. Они давно известны: недолив, подмешивание низкооктанового бензина в высокооктановый, подделка автомобильных масел и присадок. С одной стороны, замученные некачественным топливом автомобилисты могут радоваться. Хотя проверки у нас обычно проводятся кампанейски: проверили и забыли на год-два. С другой стороны, бензиновые "жучки" могут отыграться на клиентах за свою недополученную прибыль и выложенные взятки. Кроме того, они давно научились заметать следы: раньше с помощью технических ухищрений, а сегодня - на компьютерах. В любом случае страдать будут автовладельцы, которым скоро придется выкладывать по 12-14 руб. за литр без гарантии качества топлива.
Комментарии