Конфереция

Государственные Унитарные Предприятия: сегодня аудит, завтра акционирование

Правительство рассчитывает, что уже в 2003 году все государственные унитарные предприятия будут реорганизованы. Кабинет министров настаивает на преобразовании ГУПов либо в государственные учреждения, если это необходимо, либо в акционерные общества. По словам Михаила Касьянова, подобные преобразования необходимы с тем, чтобы "управлять ГУПами по законам, согласно которым живет большая часть российской экономики". По мнению Правительства, это приведет к развитию конкуренции и к снижению нагрузки по расходам федерального бюджета. На деле же это означает, что ГУПы, от нормального функционирования которых напрямую зависит муниципальная стабильность, поставлены в очень жесткие, зачастую несовместимые с продуктивной работой условия. Тотальный контроль Постановление, определяющее права федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества ФГУПов, подписанное премьер-министром Михаилом Касьяновым, обязывает все существенные решения ФГУПами согласовывать с госорганами. Постановлением определено, что федеральные органы власти согласовывают создание находящимися в их ведении ФГУПами филиалов и представительств; совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга; осуществление заимствований; решения о совершении крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, за исключением сделок с недвижимым имуществом; прием на работу главного бухгалтера предприятия; заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним; а также утверждают бухгалтерскую отчетность и отчеты предприятия. Кроме того, Министерству имущественных отношений РФ поручено согласовывать сделки ФГУПов с недвижимым имуществом; решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договора простого товарищества; распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями. Утверждение аудитора ФГУПа и определение размера оплаты его услуг также становится прерогативой Минимущества. Минимущество, Минэкономразвития и Минфин в трехмесячный срок должны разработать и представить в правительство предложения о порядке осуществления закрепленных в постановлении полномочий. В ГУПах, крупнейшими из которых в Петербурге являются "Пассажиравтотранс" и "Горэлектротранс", говорят о том, что такие расширенные права собственника означают абсолютный контроль с одной стороны и полное подчинение - с другой. Схема, не однажды показавшая полную несостоятельность. Один пример - все менеджеры обязаны пройти аттестацию. Но насчет того, какой она должна быть и по каким критериям проводиться, не существует никакой правовой базы и никаких подзаконных актов. Так, что проведение такой аттестации в определенных условиях вполне может вылиться в "показательную порку", банальное сведение счетов или стать еще одним из рычагов пресловутого "административного" ресурса. В таких условиях об эффективном руководстве предприятиями не может быть и речи. Это обстоятельство и является главной причиной того, что руководители нынешних ГУПов считают акционирование предприятий единственно возможным выходом из ситуации. И чем быстрее это акционирование состоится, тем лучше. "После выхода в свет закона об унитарных государственных предприятиях нужно "идти в другие формы собственности", потому что права у руководителей остаются как у государственных предприятий, где нужно отчитываться за каждую гайку, а обязанности возрастают, - считает генеральный директор ГУП "Пассажиравтотранс" Александр Дацюк. - У любой коммерческой организации кроме обязанностей появляются еще и права, т.е., если сегодня нас могут заставить работать бесплатно, как это происходит сейчас, в 4 квартале 2002 года, то в другой форме собственности это будет проблематично". Новый "Пассажиравтотранс" В начале января принята концепция стабилизации развития наземного пассажирского транспорта. По сути - это программа реформирования. Она принята пока только на правительственном уровне и рассчитана до 2015 года. В этой концепции идет реорганизация и акционирование "Пассажиравтотранс" и "Горэлектротранс". Что касается реорганизация ГУП "Пассажиравтотранс", то уже сегодня известно, что она пройдет в два этапа. На первом этапе службы ремонта и текущего обслуживания автопарков должны выделится в отдельное предприятие. Кроме того, планируется создать государственное частное партнерство, на чей баланс будет переведены автобусные парки города. В то же время власти собираются укрупнить отдельные городские автобусные парки, в частности за счет слияния парков городов Пушкина и Колпино и выделения в самостоятельное предприятие с дальнейшей его приватизацией и отчуждением пакета акций. Также предполагается создать на базе автобусного парка N4 совместное предприятие с производителем автобусов - Ликинским автозаводом - для привлечения частных инвестиций. Кроме того, предполагается, что городская автобусная инфраструктура Санкт-Петербурга будет обособлена и передана в ведение ГУ "Организатор перевозок". Что все эти преобразования значат для топливного рынка? Очевидно, в первую очередь они коснутся городского заказа на поставки топлива и ГСМ для автобусных парков. Каждое из вновь созданных предприятий будет проводить собственные тендеры, что в свою очередь создаст абсолютно новую картину нефтепродуктообеспечения. О том отчасти можно судить по презентованной КЭРППиТ "Автоматизированной информационной системе городского заказа". В Комитете заверили, что благодаря этой системе процедура проведения тендеров теперь будет проводиться в оптимально сжатые сроки. И все же эти сроки, в соответствии с Федеральным законодательством, не могут быть сжаты менее чем на 30 дней: начиная с размещения объявления о проводящемся конкурсе и заканчивая вскрытием конвертов. Отметим, что уже в этом году конкурс ГУП "Пассажиравтотранс" отличался беспрецедентной открытостью. На сайте http://www.au92.ru/ в режиме on-line прошла интернет-конференция со вскрытия оферт тендера. Кроме того, в разделах портала была широко представлена информация о ходе тендера, представленная "Пассажиравтотранс" и Лицензионной Палатой Санкт-Петербурга. Так или иначе, каким будет "новый" городской заказ - покажет время. А пока ГУПы, а их в городе около 450, готовятся к аудиторским проверкам. КЭРППиТ уже проделал некоторую работу в этом направлении. В частности - составлены реестр всех ГУПов и списки предприятий, рекомендуемых к акционированию, какие не рекомендует, и все эти аудиторские проверки будут направлены на то же самое. Аудиторские проверки будут проводиться силами Счетной Палаты. На вопрос корреспондента Au92 о том, как расценивается факт таких проверок в ГУПах руководитель "Пассажиравтотранс" Александр Дацюк завил, что не видит ничего экстраординарного в таких инспекциях. "В прошлом году было две таких проверки, инициированных администрацией города и УМНС по Санкт-Петербургу. Эта будет третьей. Вряд ли она даст что-то новое. Что касается "Пассажиравтотранса" - мы работаем обычном режиме ГУПа. В дальнейшем "Пассажиравтотранс" перейдет на акционерную форму собственности, и будем работать как обычное коммерческое предприятие. Я думаю, что это должно произойти в обозримом будущем" - говорит Александр Дацюк.
Комментарии