Россия страхуется от падения цен на нефть

Россия приступает к формированию стабилизационного фонда. В некотором роде этот фонд станет правопреемником финансового резерва, образованного правительством. Финансовый резерв был сформирован правительством для того, чтобы безболезненно пройти пик платежей по внешнему долгу в 2003 году. Стабилизационный фонд создается для того, чтобы преодолеть иную напасть - падение мировых цен на нефть. Концепция создания фонда была направлена Минфином в правительство в понедельник. Источниками формирования стабилизационного фонда будут экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, которые предполагается зачислять в фонд в ежедневном режиме, а также часть налога на добычу полезных ископаемых, которая образуется при превышении фактической цены на нефть над базовой ценой. Кроме того, в фонд предполагается зачислять часть профицита, образующуюся в результате превышения фактической цены на нефть над базовой. Базовая цена на российскую нефть марки Urals, которая будет служить основанием для формирования стабилизационного фонда, будет определяться в законе о бюджете на соответствующий год и рассчитывается как средняя за предыдущее десятилетие. Для 2004 года такая цена составляет 18,5 доллара за баррель. Базовый объем стабилизационного фонда в размере 1,1 трлн рублей, или 8,7% ВВП, может быть накоплен примерно за четыре года благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, заявил первый замминистра финансов РФ Алексей Улюкаев на минувшей неделе. "Исходя из того, что в благоприятные годы дополнительные поступления от экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых составляли около 200 млрд рублей в год, - полагает первый замминистра финансов, - разумно предположить, что базовый объем стабилизационного фонда мог бы быть сформирован за четыре года". Стабилизационный фонд, который, как ожидается, с 2004 года заменит финансовый резерв, не будет использован для целей снижения налогового бремени. В концепции Минфина целью формирования стабилизационного фонда названы преодоление чрезмерной зависимости российской экономики от мировых цен на нефть и необходимость нейтрализации воздействия внешнеэкономической конъюнктуры на состояние бюджетной и денежно-кредитной сферы страны. Минфин, который предполагается наделить полномочиями по управлению средствами стабилизационного фонда, сможет расходовать их, если фактическая цена российской нефти будет держаться ниже базовой в течение одного-двух кварталов. Однако это право не будет являться обязанностью, и в случае наличия иных источников Минфин сможет использовать их. Аналогичные фонды существуют во многих странах мира, чья экономика завязана на экспорт природных ресурсов. Например, стабилизационный фонд был создан на Аляске. Из постсоветских стран такую же структуру сформировал Казахстан. Механизм его формирования аналогичен: все дополнительные доходы, которые получает бюджет в случае, когда цена за баррель нефти превышает 19 долларов. Размер казахского фонда, впрочем, пока несопоставим с тем, что запланирован в концепции Минфина, - 1,1 трлн рублей, или более 30 млрд долларов. В Казахстане на случай падения цен на нефть пока удалось зарезервировать лишь 1,934 млрд долларов. Несмотря на несопоставимые размеры, инвестирование средств будет, вероятно, происходить по схожим направлениям. В Казахстане около 40% направляется в краткосрочные ценные бумаги, столько же - в долгосрочные облигации. Оставшиеся 20% инвестируются в акции. По итогам 2002 года на краткосрочных бумагах казахский стабилизационный фонд заработал 2,3% годовых, на бумагах с фиксированным доходом - 7,5%, а акции принесли убытки, как, собственно, и всем инвесторам в этот вид ценных бумаг.
Комментарии
Конфереция