Юрий Антонов - одна из наиболее колоритных и загадочных фигур в петербургской деловой и
политической элите. За 15 лет инженер-конструктор засекреченного "почтового ящика" стал фактически
"вторым человеком" в городе, "серым кардиналом" губернатора Владимира Яковлева и даже его
возможным преемником. Эксперты всегда отмечали, что реальное влияние чиновника Антонова больше,
чем это могло бы следовать из занимаемых им должностей - вице-губернатора (курировавшего весьма
финансовоемкую сферу топливно-энергетического комплекса и транспорта), а затем руководителя
канцелярии губернатора. При этом, наверное, ни один из вице-губернаторов не мог похвастать таким
количеством скандальных "компроматных" публикаций в СМИ. Как, впрочем, и удивительным отсутствием
внимания со стороны правоохранительных органов.
Уход Антонова в отставку в июне 2002 года сопровождался интригующими слухами о его грядущих
перспективах на ниве политики или бизнеса (например, в качестве высокопоставленного менеджера "Сургутнефтегаза" или Северо-Западного банка Сбербанка РФ). Дополнительную интригу создавало
нежелание ушедшего в тень Антонова давать какие-либо публичные комментарии. И вот наконец свершилось - Юрий Васильевич, к удивлению
многих, оказался в кресле вице-президента "Петербургской топливной компании" (ПТК). Сделав исключение из правил, Антонов согласился
ответить на вопросы корреспондента журнала "Эксперт С-З".
"Усталость" от губернатора?
- Вы производите впечатление человека во всех отношениях решительного и организованного. Почему же после затянувшегося на
шесть месяцев ухода из Смольного вы полгода не могли найти новое место работы, объясняя это тем, что очень устали?
- Я действительно полгода отдыхал. Сначала планировал отвести на отдых три-четыре месяца, но отпуск затянулся - на работу я вышел 3 декабря.
Это время не прошло для меня зря - я всерьез занимался самим собой. Каждый день плавание по 1 км, пробежки с собаками. В общем,
активный был отдых...
- Ваш уход из Смольного объяснялся по-разному: говорилось о вашем стремлении "вовремя предать" Владимира Яковлева, покинув
администрацию, пока не поздно, а также о планах собственной политической деятельности...
- Просто мне стало некомфортно работать. На разных этапах жизни и отношений люди по-разному смотрят друг на друга, и мне показалось, что
наши отношения с Владимиром Анатольевичем стали тяжелыми, более трудными. Поэтому я посчитал целесообразным уйти...
- Высказывались предположения, что Яковлев "выдавливает" вас из Смольного, заподозрив в близости к полпредству и прочим
федеральным структурам...
- Яковлев не выдавливал меня, прошение об отставке я сам подавал несколько раз - начиная с января 2002 года, но оно было удовлетворено
только в июне. Считаю, что мы пришли к полному взаимопониманию и сейчас наши отношения довольно легкие и простые...
- Вы стали советником губернатора. Какова ваша сфера деятельности?
- Мы обозначили круг вопросов так - это крупные городские инфраструктурные проекты. Мне как инженеру эта тема близка во всех формах...
ПТК не продается!
- А почему вы пошли работать в ПТК - ведь это самый очевидный вариант, учитывая разговоры о ваших устойчивых связях с ПТК и
даже о лоббировании ее интересов? И чем вы будете заниматься в компании как вице-президент по "стратегическому развитию"?
- Предложение ПТК оказалось одним из первых. Будучи вице-губернатором, я занимался вопросами топливного комплекса Петербурга,
представлял в ПТК интересы города как акционера, входил в совет директоров компании. Я неплохо знаком с данной сферой экономики и в
конечном счете принял предложение руководства ПТК. Основное направление развития ПТК - это, конечно, модернизация существующих АЗС
и строительство новых автозаправочных комплексов, реконструкция нефтебаз, экспансия наших АЗК в другие регионы. Я же буду заниматься
проектами, которые не идут сегодня в русле основного бизнеса компании, прежде всего это крупные городские инфраструктурные проекты в
сфере транспорта, энергетики, жизнедеятельности города...
- То есть ПТК намерена не ограничиваться деятельностью оператора на топливном рынке и инвестировать в другие виды бизнеса,
скажем, в предприятия транспорта?
- В принципе, да, хотя ПТК и так интегрирована в городскую экономику, компания является одним из градообразующих предприятий и имеет
интерес не только в основном бизнесе. Поэтому не удивительно, что сегодня мы особенно активно занимаемся подготовкой ряда проектов в
названных мною сферах.
- А есть ли вообще будущее у ПТК как топливного оператора, торгующего топливом, - учитывая экспансию вертикально
интегрированных компаний, стремящихся скупать сети АЗС местных трейдеров?
- Убежден, что есть. ПТК не собирается продавать свои АЗС, потому что является лидером в городе, и торговля нефтепродуктами будет и
дальше оставаться главным бизнесом. В сохранении этой деятельности заинтересован и город. Он заинтересован, чтобы на этом рынке были
компании, которые именно в Петербурге зарегистрированы, имеют имущество и здесь платят акцизы. Только от таких фирм город может
получить 2,7 млрд рублей в дорожный фонд Петербурга в виде уплаты акцизов. А вертикально интегрированные компании будут платить
налоги по месту нефтепереработки. Словом, необходимость определенных протекционистских действий города очевидна.
- Вы говорите о заинтересованности Петербурга, почему же тогда возникла скандальная ситуация с намерением города продать
14%-ный пакет акций ПТК, который сама компания затем "размыла" и даже судилась с КУГИ?
- ПТК предлагала городу увеличить долю в компании, вплоть до блокирующего или контрольного пакета. При этом предлагалось, естественно, и
увеличение уставного капитала - чтобы компания лучше смотрелась на рынке. Однако город в лице КУГИ от этого отказался, и только затем
ПТК сделала шаг без города... Впрочем, сейчас у нас с Петербургом вполне конструктивные отношения. Мы обеспечиваем более 50% всех
городских потребностей в поставке топлива организациям транспорта, городским службам и т.д.
- Ваше намерение лоббировать через Нефтяной клуб план размещения АЗС - это попытка поделить топливный рынок среди
избранных?
- Нам представляется, что в городе закончился стихийный этап развития такого бизнеса, как розничная торговля нефтепродуктами, и процесс
нужно систематизировать. Необходимо с учетом европейских методик расчета оптимального количества АЗС на один автомобиль или жителя
подготовить и предложить губернатору схему размещения АЗС. На сегодня существует более 300 заправок, в различной стадии оформления (от
рассмотрения документов на инвестиционно-тендерных комиссиях и до завершения строительства) находится еще около 200 пятен. Мы считаем,
что нужно приостановить процесс и осмотреться, ибо дальнейший рост количества заправок будет неинтересен ни городу, ни самим
компаниям.
Губернатор выше экономики.
- В 1997 году вы начинали работу в администрации вице-губернатором по инвестициям. Почему, на ваш взгляд, Петербург никак не
может дождаться инвестиционного "прорыва", что этому препятствует?
- Ясно, что деньги приходят туда, где они наиболее быстро и надежно обращаются, принося хороший доход. Понятно и то, что для этого
необходимо снижение числа бюрократических процедур, уменьшение роли человеческого фактора и максимальная формализация отношений
инвестора и администрации. Очень скоро мы убедились, что недостаточно просто назначить вице-губернатора по инвестициям - являясь
"освобожденным" и имея минимальный аппарат, он не способен ничего изменить. Нужны рычаги, и позже я предлагал губернатору: все
комитеты, завязанные на инвестиционную политику (в первую очередь КУГИ и комитет по строительству), должны быть объединены в единый
блок под единым вице-губернатором. Более того, я предложил, чтобы в составе правительства было только пять наделенных реальными
полномочиями вице-губернаторов, руководящих инвестиционным блоком, инфраструктурным, социальным, финансово-экономическим,
административно-представительским. Губернатор же, оставляя им всю хозяйственную работу, должен стоять выше, занимаясь в большей
степени политическими вопросами и контролируя сверху весь процесс...
- В администрации вы занимались также вопросами транспорта. Почему тормозится реформирование системы городского
пассажирского транспорта? И не пора ли демонополизировать рынок, в частности реструктуризовать и приватизировать ГУП
"Пассажиравтотранс", считающееся "черной дырой" городской экономики?
- Главной причиной плачевного положения с пассажирским транспортом я считаю неформализованность отношений между городом и
государством и предприятиями транспорта, которые, не нужно забывать, работают в условиях реальной экономики и за каждого перевезенного
пассажира должны получать средства по сумме не ниже себестоимости. Необходимо установить нормативы (например, в виде перевозки
одного пассажиро-километра), чтобы любое - и частное, и государственное - предприятие, выходя на рынок, понимало: выполняя городской
социальный заказ, оно получит определенную сумму - в виде тарифа и дотаций на разные категории льготников. При правильных расчетах
себестоимости транспортных услуг у компаний должна быть возможность для самостоятельного проведения модернизации, в первую очередь -
подвижного состава. Чтобы говорить о какой-то демонополизации, необходимо, чтобы предприятия были как минимум не убыточными. Что же
касается в целом системы пассажирского транспорта Петербурга, то я считаю, что приоритетом должно быть развитие метрополитена: другого
выхода у нас нет - одним лишь наземным транспортом проблему не решить. Кстати, на сегодня даже предусмотренная генпланом 1966 года
программа по строительству метрополитена еще не выполнена на 30%. Ситуация качественно изменится, если будет построена сеть, имеющая
не три, а пять диаметров...
- Но ведь даже "размыв" уже столько лет не удается восстановить - и этим вопросом вы тоже занимались в Смольном...
- Вообще, в 1996-1997 годах проблемами "размыва" занималась вся страна. Мы в течение полутора лет проходили все согласования и
экспертизы в Москве, в том числе в Госстрое, перед тем как проводить тендер, и альтернативных точек зрения по схеме прохождения "размыва"
тогда не существовало. Impregilo была признана победителем комиссией (которая более чем наполовину состояла из негородских чиновников)
по чисто формальным признакам - фирма предложила меньшую цену и более короткие сроки выполнения работ. К тому же предлагавшиеся
компанией щиты имели опыт прохождения в подобных грунтах. Но, как выяснилось, работа оказалась более сложной, чем предполагалось,
пришлось столкнуться с рядом проблем. Тем не менее мне бы хотелось, чтобы люди, соприкасающиеся с этой темой, не делали на "размыве"
политику. Метростроителям надо просто дать спокойно работать - ни бесчисленные экскурсии на "размыв", ни истерия в прессе не
способствуют этому. Убежден - работы будут завершены успешно, и необязательно стремиться успеть к каким-то срокам, к примеру к
выборам губернатора...
"Я заказчиков не простил".
- Вы курировали ГУП "ТЭК СПб", вокруг которого в последнее время возникает много "криминальных" скандалов; более того, с вашим
влиянием связывают назначение его руководителем Константина Дубова, вашего заместителя по работе в НИИ точной механики.
Как вам видится судьба этого предприятия-монополиста?
- Я бы не стал жестко рекомендовать тот или иной путь, хотя, в любом случае, для меня очевидна необходимость привлечения частных
инвестиций: без них не решить проблему технической модернизации ТЭКа, требующую колоссальных средств. Нужно внимательно
проанализировать результаты работы компании " Лентеплоснаб" в городе Пушкине - на ее примере мы пытались отработать новую схему
управления составными частями ТЭКа. Возможны, наверное, и другие варианты. Однако я затрудняюсь с более конкретными комментариями,
поскольку с весны 2000 года практически не имею отношения к вопросам ТЭКа - вскоре после переизбрания Яковлева я перешел на работу
руководителем канцелярии губернатора.
- Почему вы ни разу не обратились в суд с иском о защите чести и достоинства, несмотря на массу публикаций в СМИ о ваших связях с
ПТК, с "тамбовским" бизнес-сообществом и т.д.? Вы безразличны к общественному мнению?
- Небезразличен, но как раз поэтому я весьма спокойно относился к тому, что писалось обо мне в связи с ПТК. Повторю: я представлял в
компании интересы города. При этом ПТК в 90-е годы была единственной компанией на рынке нефтепродуктов, которая благодаря
организации своего бизнеса, наличию мощной инфраструктуры могла решать общегородские ситуации, на 100% выполняя взятые на себя
обязательства. Вспомните хотя бы кризис 1999 года, когда некоторые топливные операторы бросили городские транспортные организации, а
ПТК тогда подстраховала город, поставляя бензин по прежним договорным ценам и затем еще долго компенсируя свои убытки. Именно после
того кризиса отношения нефтяных компаний и городских нефтетрейдеров стали прозрачными, закончилась практика, когда городские
розничные операторы получали топливо по значительно завышенным ценам, минуя чуть ли не пятерых посредников...
Что же касается публикаций обо мне, то я спокойно отношусь к ним еще и потому, что было понятно, кто это писал. Мне известно, кто
заказывал статьи, - всего было три заказчика, и это четко отслеживается. Да они, по большому счету, всем известны... Но я вправе сам выбирать
средства защиты собственной чести и достоинства. И могу сказать, что я никого из заказчиков тех пиар-кампаний против меня не простил...
- А соответствует ли действительности информация о ваших близких связях с главой крупнейшей охранной структуры - концерна
"Защита" Игорем Минаковым, - которая, кстати, стала заниматься охраной ГУП "ТЭК" после того, как вы начали курировать в
администрации вопросы топлива?
- Игоря Минакова я давно и хорошо знаю, мы знакомы и на личной, и на деловой основе... Но в последнее время наши встречи стали редкими...
"Во власть нельзя приползать..."
- И вновь о политике. Почему не состоялась ваша политическая карьера, которую вам прочили после ухода из Смольного? Тем более
что вы и так занимались политикой - курировали ЗакС, поддерживали фракцию "Санкт-Петербург", вице-спикера Константина
Серова, занимались созданием "Единой России"?
- Мне все-таки ближе хозяйственная работа - я в ней себя чувствую как рыба в воде, мне это понятно и нравится гораздо больше. Политикой же
я никогда не занимался и ни в каких партиях, кроме КПСС, не состоял. В партийном строительстве я участвовал лишь в силу того, что это была
зона ответственности канцелярии. Я координировал со стороны администрации деятельность организации "Единая Россия", но дальше решил
не продолжать... Я действительно очень хорошо отношусь к Серову, высокого мнения о его человеческих качествах. Но политика - это сложная
борьба, где сегодня можно побеждать, а завтра - проиграть...
- Вас чаще других называли и называют возможным преемником Яковлева, говорилось об интригах вокруг этого вопроса. Как вам
кажется, губернатор уже подготовил себе замену?
- Не знаю, я с губернатором об этом не говорил, это вопрос для самого Яковлева - кого он объявит, того и объявит! Мы с Владимиром
Анатольевичем давно и хорошо знаем друг друга, поэтому нелепо говорить о каких-либо интригах в отношении него. И вообще, я убежден, что
во власть, в том числе городскую, нельзя приползать - надо нормально приходить, с поднятой головой, без обузы, приходить не липким, не
грязным, а чистым. Только в этом случае для города и горожан власть будет полезна. Я убежден, что та ситуация, в которой находится город,
долго продолжаться не может.
- Что вы имеете в виду?
- Противостояние властей федеральных и городских - это неправильно. Убежден, междоусобица должна быть в кратчайшие сроки прекращена.
Не может группа А победить в городе группу Б и загнать ее в подполье, - надо искать точки соприкосновения и вести диалог. Я убежден, что не
может сегодня губернатор быть ставленником какой-то определенной группы: он должен находиться по крайней мере в состоянии диалога со
всеми основными элитами, лучше всего - в диалоге конструктивном! Нынешнее противостояние не позволяет нормально работать и негативно
отражается на городе и горожанах....
- Вы начали рисовать портрет будущего губернатора. Так каким же должен быть руководитель города?
- В первую очередь питерский губернатор должен быть политиком. Убежден, что хозяйственные функции должны быть переданы председателю
правительства или правительству в лице пяти вице-губернаторов. Самому же губернатору надлежит заниматься проблемами более высокого
уровня - политическими, и, естественно, контролировать весь хозяйственный процесс. На мой взгляд, это должен быть питерский человек,
которого с городом многое связывает: вряд ли человек со стороны реально может стать губернатором. Он должен любить Петербург, и вся его
предыдущая работа должна быть исключительно конструктивной и направленной на удовлетворение интересов города. Глубоко убежден: есть
много возможностей, чтобы все желающие могли нормально работать в городе, нельзя позволять кому-то монополизировать отдельные рынки.
И губернатор обязан быть фигурой, которая создает такие возможности всем желающим.
- У него должен быть опыт работы в администрации?
- Не обязательно...
- А Яковлев всерьез надеется, что сможет стать губернатором и на третий срок?
- Не знаю... По большому счету, дело даже не в конкретной персоне, а в создании нормального климата, прекращении всяких битв, войн, а для
этого губернатор должен уметь найти диалог со всеми участниками городской жизни. Все городские элиты уже устали от этого
противоборства...
- То есть Яковлеву нужна фигура посредника для налаживания отношений и с элитами, и с федеральным центром. Говорят, на эту
роль миротворца он выбрал именно вас?
- Нет, никто меня такими полномочиями не наделял, я даже не имел с губернатором подобных разговоров...
- Тем не менее и сегодня многие наблюдатели говорят, что вы весьма близки к полпредству...
- Я не поддерживаю никаких рабочих отношений с полпредством, у меня есть только личные отношения с сотрудниками этого учреждения...
Знаком я, конечно, и с Виктором Васильевичем Черкесовым...
Mосковская экспансия?
- На ваш взгляд, насколько состоялась система федеральных округов и как вам видится будущее института полпредств?
- Думаю, полпредства сыграли определенную роль, в частности - в приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным,
но, чтобы развиваться дальше, необходимо расширение их реальных полномочий - тогда с них можно будет спрашивать результаты работы. В
нынешнем же виде полпредства вряд ли долго просуществуют. На мой взгляд, было бы оптимальным, если бы полпредство координировало
деятельность федеральных министерств в СЗФО и Петербурге и обеспечивало их стык с городом. Хотя, как я понимаю, сами федеральные
министерства не очень охотно готовы расставаться с полномочиями в пользу полпредства...
- А в нынешней конфликтной ситуации в ЗакСе лично для вас было бы предпочтительнее видеть в кресле спикера Вадима Тюльпанова
или Сергея Тарасова?
- Я бы воздержался от комментариев... Скажу только, что ситуация в ЗакСе - это проявление сегодняшнего противостояния, о котором я уже
говорил. Этот клинч обусловлен амбициями, которые нужно поглубже спрятать. Необходимо сесть за стол переговоров. А вообще, ситуация с
ЗакСом просто комична. Все повторяется: три-четыре года назад уже были ситуации с неявкой депутатов, только бойкотировала и срывала
работу ЗакСа противоположная сторона. И методы работы у обеих сторон одинаковые, они ничем не отличаются...
- Вы согласны, что ситуация вокруг ЗакСа - одно из политических проявлений экспансии в Петербург московского капитала?
- Безусловно, уже видно, как московский капитал, приходя на определенные городские рынки, пытается ставить своих людей в Собрании...
Экспансия идет энергично и имеет тенденцию к усилению. Наибольшая активность московского капитала наблюдается в таких сферах бизнеса,
как связь, поставка нефтепродуктов, транспорт; в частности, это касается морского порта и ОЖД. Кто-то адаптируется в городских условиях,
кто-то стоит особняком, но в любом случае, чтобы работа была результативной, для всех необходим конструктивный диалог. Что же касается
лично меня, то мне более понятен и близок питерский бизнес: я его хорошо знаю, я знаком практически со всеми, и мне приятнее видеть
развитие городского бизнеса, чем экспансию Москвы. И интересы питерского бизнеса в силу тех возможностей, которые у меня есть, я буду
отстаивать.
Из досье человека в "мерседесе".
- Чем вы занимаетесь на досуге?
- Люблю спорт. Стараюсь поддерживать хорошую физическую форму - это и игра в баскетбол, и работа с отягощениями, ежедневно
проплываю в бассейне по километру. На даче завел двух немецких овчарок и этим очень доволен. Немецкая овчарка - это очень умная,
комфортная собака, особенно учитывая, что у меня двое маленьких детей (от второго брака у меня девочки-двойняшки, им сейчас по 4 года).
Летом на Карельском перешейке мы купались с собаками, пока температура воды не опустилась ниже 17 градусов. Может быть, это покажется
странным, но общение с собаками меня очень сильно заряжает! Летом и зимой занимаюсь также экстремальными видами спорта - это езда на
мотоцикле, снегоходе...
- А скоростной катер, на котором вы, как говорят, рассекаете волны Ладоги в обществе В.С. Кумарина (Барсукова)?
- Ну, это еще одна легенда, хотя доля истины здесь есть. Во время работы в НИИ точной механики мы организовывали проведение в Петербурге
"Формулы-1" на воде - ведь она пришла в наш город благодаря усилиям нашего института и Валерия Малышева. Через четыре года
соревнования стали коммерчески интересными и на заработанные средства в 1996 или 1997 году мы приобрели действительно красивый,
хороший во всех отношениях катер. Он и сейчас стоит на балансе НИИ, и мы используем его порой в представительских целях...
- Помимо спорта никакого хобби у вас нет?
- Почему? Вместе с группой друзей я довольно серьезно коллекционирую виски, а именно - шотландское односолодовое виски. Мы
занимаемся этим более 10 лет и имеем одну из крупнейших коллекций в Европе - более 500 бутылок. Конечно, хорошее виски постепенно
употребляется, но бутылки сохраняются. Кроме того, я коллекционирую боевые ножи. После окончания института мне довелось служить в
бригаде кораблей ГРУ на Северном флоте и с тех пор я сохранил любовь к холодному оружию...
- Ваша любимая марка автомобиля?
- Конечно, "мерседес".
- Где вы его заправляете?
- В ПТК...
Комментарии