Новое требование Госстандарта должно привести к улучшению качества бензина

С первого января текущего года вступило в силу новое требование Госстандарта России (ГОСТ N51105 и ГОСТ N51313), согласно которому бензин, поступающий на рынок страны должен пройти проверку на содержание в нем бензола. Практически все существующие ныне в России ГОСТы были приняты в середине восьмидесятых годов и, на сегодняшний день, перестали удовлетворять даже минимальным требованиям европейского стандарта. Чего нельзя сказать о ГОСТе под N51105-97, который был утвержден всего пять лет тому назад. Согласно ему, содержание бензола в бензине должно достигать не более пяти процентов. С 1-го же января текущего года контроль содержания бензола в бензине стал не просто требованием, которое не соблюдалось, а обязательной нормой, за выполнением которой отныне будет следить Нефтяная инспекция ГУ "Петербурггосэнергонадзор", совместно с инспекторами Госстандарта. Кроме поправки к ГОСТу N51105, Госстандарт России принял еще одну поправку, запрещающую использование марганцевых соединений в производстве бензина после 1 января 2003 г. Подобные нормы вводятся, прежде всего, из соображений повышения экологической безопасности неэтилированных бензинов. О принятии этого положения в Госстандарте говорят с гордостью. Как-никак, а с 1 января нынешнего года отрасль должна была прейти на производство продукции мирового уровня качества. Хотя, если оставаться объективными, то нашим ГОСТам до мировых стандартов все еще далеко. Так, в странах Европы и США присутствие в бензине марганцевого антидетонатора не просто регламентируется государственными стандартами, а строго воспрещается. А что касается содержания бензола в бензине, то в Европе оно уже давно не превышает одного процента. Кстати, в Россию бензин такого качества с 2000 года поставляет компания "Дойче Шелл" (Deutsche Shell AG). В бензине марок "Обычный" (Normal) и "Супер" (Super) содержание бензола снижено до 1% максимум. Кроме того, бензин марки "Супер Плюс" (Super Plus) содержит серы на 66% меньше, чем это установлено экологическими нормами. Тоже можно сказать и о дизельном топливе, предлагаемом компанией "Дойче Шелл". Согласно экспертным данным, дизельное топливо этой компании содержит на 30% меньше серы и имеет более высокое октановое число. По мнению экспертов, сегодня на топливном рынке России серьезную конкуренцию бензинам фирмы "Дойче Шелл" составляют крашенные топлива Лукойла (но они пока не появились в продаже на рынке Санкт-Петербурга), а также бензин марки "Евро", производства Петербургской топливной компании и бензин марки "Футура" компании Несте Санкт-Петербург. Соответствие химического состава этих топлив заявленным производителями характеристикам и требованиям, предъявляемым Госстандартом, сегодня можно проверить в нескольких лабораториях страны. Корреспондент Au92 побывала в одной из таких лабораторий Санкт-Петербурга. "Наша лаборатория аккредитована на проведение испытаний светлых нефтепродуктов - бензинов и дизельных топлив, различных масел, смазок, тормозных и охлаждающих жидкостей, - рассказывает начальник испытательной лаборатории нефтепродуктов ООО "ПТК-Терминал" Ю.В. Семенов. - Если говорить конкретно по бензину, то наша аппаратура позволяет выявить в нем концентрацию таких регламентированных ГОСТом веществ, как свинец, марганец и железо. Анализ же на содержания бензола в бензине делают наши коллеги испытательной лаборатории топлив ООО "ПТК-Терминал". Их лаборатория недавно приобрела хроматограф (во всем Санкт-Петербурге таких установок не больше четырех), с помощью которого за два с половиной часа можно определить содержание бензола в бензине. Кроме того, новый аппарат позволяет выявлять неизвестные вещества органического и неорганического происхождения, добавляемые в нефтепродукты под видом присадок, способствующих изменению качества продуктов, а также выявлять практически все углеводы ароматического ряда". Стоимость одного анализа по выявлению процентного содержания бензола в бензине составляет порядка 240 рублей. Затраты, конечно, не очень большие, но если учесть, что для улучшения качества бензина придется усовершенствовать технологию производства, то в среднем себестоимость бензина возрастет на 5-8%. Интересно, учтут ли фискальные органы эти траты компаний. И будет ли введена дифференцированная система взимания акцизов и налогов, с учетом уровня качества нефтепродуктов и их влияния на окружающую среду. Ведь, если бы существовал такой механизм экономического стимулирования, то в ближайшем будущем вопрос производства некачественного бензина "испарился" бы вместе с едкими парами самого бензола.
Комментарии