$100 миллиардов на освоение новых провинций теперь придется платить нефтяникам ежегодно

Представители крупнейших мировых компаний, собравшиеся на "Неделю нефти" в Лондоне, определили, что спрос на их продукцию будет только расти и им придется тратить миллиарды долларов, чтобы выходить в новые нефтяные провинции, в том числе и в России. Впрочем, примеру British Petroleum (ВР), которая на прошлой неделе объявила об инвестициях в российскую экономику в размере $6,75 млрд, незамедлительно никто следовать пока не хочет. Хотя эксперты высказывают весьма привлекательную для западных гигантов версию нового прихода BP в Россию. Они говорят, что британская компания вкладывается в Россию, чтобы иметь гарантированный доступ к иракским запасам нефти: если нынешний багдадский режим устоит, BP "въедет" в Ирак под вывеской российской компании. Впрочем, в ВР эту версию отрицают. По подсчетам ExxonMobil, к 2020 году населению Земли понадобится на 40% энергии больше, чем сейчас. Производство придется увеличить на 80 млн баррелей нефти в сутки, а для этого ежегодно инвестировать по $100 млрд. Причем в крупнейшей в мире нефтяной компании подчеркивают, что доступ надо иметь к новым открытым, но еще не разработанным провинциям. К таким, как нетронутые российские Тимано-Печора и Каспий. ВР первой рассмотрела новые возможности в России и на прошлой неделе объявила, что готова инвестировать $6,75 млрд. Впрочем, по мнению некоторых лондонских наблюдателей, столь дерзкий шаг в Россию во время острых политических споров между Великобританией и РФ о необходимости войны в Ираке ВР могла сделать и по другой причине - с дальним прицелом на Ирак. В том случае, если правительство Саддама Хусейна падет, англо-американской компании не понадобятся помощники для прихода на нефтяные месторождения в этой стране. Если же нынешний лидер Ирака сохранит свой пост, российское прикрытие может обеспечить почти гарантированный доступ к нефтяным ресурсам. Ведь несмотря на конфликт с "ЛУКОЙЛом" на месторождении Западная Курна-2, иракское правительство все время твердит про преференции для российских компаний. В ВР эту версию не подтверждают. "Скажу вам честно, что мы сливаемся с ТНК, потому что хотим работать в России следующие 50 лет, а совсем не из-за Ирака или кого-нибудь еще", - сказал "Известиям" вице-президент ВР Ян Ванн. Другие западные копании примером ВР пока не вдохновились. Старший вице-президент ExxonMobil Рекс Тиллерсон говорит, что его компания будет "изучать другие возможности работы в России (сейчас компания участвует лишь в проекте "Сахалин-1"), но еще много надо сделать по правовым и фискальным вопросам". Впрочем, некоторые изменения по отношению к России уже чувствуются. Иностранные инвесторы продолжают твердить, что предпочитают входить в российские проекты на условиях соглашений о разделе продукции (СРП), которые дают им более стабильный режим. Однако теперь Рекс Тиллерсон не исключает, что после того, как Россия внесет изменения в законодательство о недрах, ExxonMobil согласится инвестировать средства и без СРП. Скорее всего иностранные инвесторы еще некоторое время понаблюдают за тем, как будет складываться альянс ВР и ТНК. Вице-президент ТНК Станислав Половец считает, что еще дюжина иностранных компаний присматривается к дальнейшим инвестициям в Россию (ConocoPhilips, ChevronTexaco, ExxonMobil, HYDRO, Statoil, CNPC, Eni, Shell, TotalFinaElf, Marathon, OXY и OMV). "В ближайшей перспективе - в течение двух-пяти лет - при улучшении инвестиционного климата и отсутствии других альтернатив (таких, как совместные предприятия и СРП) они будут приобретать акции российских компаний", - считают в ТНК. Варианты экспорта нефти на Восток множатся. Президент "Транснефти" Семен Вайншток заявил вчера, что в вопросе строительства нефтепровода на Восток может быть найден компромисс, так как "сегодня ресурсной базы Восточной Сибири недостаточно". До сих пор существовало два альтернативных варианта экспорта нефти из Ангарска - в китайский Дацин (стоимостью $2,3 млрд) или в обход северной части Байкала - в российскую Находку ($6 млрд). Теперь Семен Вайншток говорит, что труба сначала может пойти по китайскому маршруту, а от Читы свернуть к Транссибирской магистрали. При этом японцы уже готовы прокредитовать строительство в Находке на льготных условиях.
Комментарии