Россия имеет все шансы стать производителем нефти N 1 в мире
Россия, второй по величине экспортер нефти в мире после Саудовской Аравии, инвестирует как минимум 3 млрд долл. в модернизацию
существующих трубопроводов и гораздо больше в постройку новых. Это позволит решить проблему "узкого места" стратегии повышения
объемов продаж нефти за рубеж, о которой в последнее время говорится все больше. При нескольких существующих проектах увеличения
экспортных поставок нефтяники и правительство до сих пор не могут прийти к консенсусу о том, какой из них должен быть реализован в
первую очередь. Однако предпочтение, скорее всего, будет отдаваться именно
государственным разработкам, так как стратегией "заведуют" все же чиновники.
Российские компании, по прогнозам президента государственной "Транснефти" Семена Вайнштока, к 2012 г. будут производить до 11,5 млн
баррелей нефти в день, что на 42% выше сегодняшнего уровня добычи. Таким образом, если ничто не нарушит планов отечественных
нефтяников, то Россия выйдет на первое место по объемам добычи "черного золота". Вопрос только в том, сможем ли мы экспортировать все
добытое сырье. Для частных нефтяных компаний этот вопрос является решающим, так как внутренние цены на нефть составляют примерно
одну шестую от уровня мировых. Без возможности наращивать экспорт, говорят эксперты, промышленникам не имеет никакого смысла
увеличивать добычу, так как при реализации на внутреннем рынке общая маржа снижается, не оставляя возможности инвестировать в
собственное развитие. "Главная проблема заключается в размере "трубы", - сказал в одном из интервью глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. -
Именно это является основным ограничением роста добычи".
Россия уже пятый год подряд наращивает объемы производства "черного золота". Ее роль в насыщении мирового рынка уже сейчас весьма
значительна, а с дальнейшим ростом добычи будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Однако, по прогнозам Мирового
энергетического агентства (IEA), опубликованном на прошлой неделе, недостаток экспортных мощностей и небольшой спрос на внутреннем
рынке не позволит удержать темпы роста добычи на прежнем уровне. Согласно расчетам экспертов, в этом году добыча нефти в России
вырастет лишь на 6%, что почти в два раза ниже цифры, которую называют чиновники в правительстве.
В настоящее время за рубеж отправляется чуть больше 30% всей добываемой нефти. По словам Семена Вайнштока, в прошлом году Россия в
целом увеличила производство "черного золота" на 8,3% до 3,73 миллиона баррелей в день. В то же время львиная доля прироста приходилась
на три-четыре наиболее быстро развивающихся компании. Например, ЮКОСу, второму по величине производителю, удалось нарастить
добычу почти на 18%, а пятая в списке крупнейших нефтяных компаний "Сибнефть" добилась 27%-го прироста. Естественно, что, наращивая
добычу сырья, нефтяники рассчитывают на возможность отправлять ее затем за рубеж. По мнению Ходорковского, которое
он высказал на встрече с представителями Министерства энергетики, Россия должна удвоить экспортные мощности до уровня 7 млн баррелей в
день.
Чиновники, впрочем, сейчас не готовы дать ответ на вопрос, каким именно способом планируется увеличить возможности нефтяных компаний
по поставке нефти за рубеж. Сейчас существуют три альтернативных проекта прокладки "трубы", и каждый из них способен частично решить
проблему. Вопрос заключается только в том, кто будет строить эти трубопроводы и когда начнутся работы. Самый нашумевший проект -
создание в Мурманске нефтеналивного терминала мирового уровня и соединение его с основной трубопроводной системой - сейчас вызывает
больше эмоций, а не экономически обоснованных расчетов. Его судьба, возможно, решится уже в апреле.
Однако еще до этого предстоит окончательно определиться относительно того, какой из предлагаемых маршрутов на Восток будет
реализовываться в первую очередь. Теоретически связка Ангарск - Дацин по сравнению с направлением на Находку требует гораздо меньше
затрат при сравнительно близких экономических результатах. Решение вопроса, впрочем, будет зависеть в первую очередь от того, удастся ли
нефтяникам договориться с правительством по поводу принадлежности будущих трубопроводов.
Представители частных нефтяных компаний говорят, что не видят разницы в том, кому будут принадлежать прокладываемые трубы. Если
владельцем будет государство, то тогда единственное, что от него требуется, - это инвестиции. "Если у правительства есть деньги на
строительство "трубы", то пусть оно ее строит, - говорит Михаил Ходорковский, - если же нет, то пусть не мешает другим вкладывать в это
собственные средства". По мнению экспертов, промедление с решением этой проблемы попросту лишает государство дополнительных
возможностей по увеличению темпов экономического роста.
Впрочем, некоторые шаги по расширению "трубы" предпринимаются уже сейчас. По словам Вайнштока, в течение этого месяца будет
принято решение о строительстве второй очереди балтийской трубопроводной системы (БТС), которая позволит увеличить мощность
нефтеналивного терминала в Приморске на 600 000 баррелей в день. Кроме того, "Транснефть" пересмотрела свои планы и увеличила
расчетные показатели поставок нефти в хорватский порт Омишаль со 100 000 до 140 000 баррелей в день.