Латвийский нефтепорт Вентспилс пытается бороться с экономической блокадой, которую объявила порту российская трубопроводная монополия "Транснефть". В отсутствие поставок по трубе оператор нефтепорта Ventspils Nafta собирается увеличить мощности по приему цистерн с нефтью вдвое - до 13 млн т. Железная дорога втрое дороже трубы, но при нынешних мировых ценах на нефть нефтяники согласны на любую возможность экспорта.
С начала 2003 г. "Транснефть" исключила Вентспилский порт из экспортного графика на I квартал. Необходимость этого шага монополия объясняла техническими проблемами, а представители Ventspils Nafta, компании - оператора латвийского порта, говорили, что истинная причина в желании "Транснефти" получить контроль над этим экспортным направлением. Сейчас нефть попадает в Вентспилс только по железной дороге.
Руководство латвийского порта решило готовиться к тяжелым временам. Предправления порта мэр Вентспилса Айвар Лембергс заявил агентству BNS, что к концу 2003 г. мощности по приему нефтяных грузов в цистернах будут увеличены вдвое - до 13 млн т. А в дальнейшем, к 2005 г., могут быть расширены до 25 млн т. "Сейчас сырой нефти в цистернах Вентспилс может переработать около 350 000 т в месяц, а заявки российских нефтяников, как минимум, вдвое больше, - объясняет "Ведомостям" представитель Ventspils Nafta. - Так что мы просто обязаны развивать железнодорожную инфраструктуру, раз трубу нам закрыли. Нам надо как-то жить, а российским нефтяникам - как-то экспортировать свою продукцию".
Размер необходимых инвестиций в Ventspils Nafta не называют, а представитель морского порта Санкт-Петербург оценивает, что только на наращивание мощностей до 13 млн т нефти в год латышам потребуется "не менее $20 млн". Представитель крупной транспортной компании говорит, что нефтяники активно используют благоприятную ценовую конъюнктуру и поставляют сырую нефть в порты по железной дороге. "Российские и даже украинские порты уже перегружены нефтью. Если Вентспилс даст новые мощности по приему цистерн, рынок сегодня их с радостью проглотит", - уверен эксперт.
Менеджер по экспорту нефтяной компании говорит, что этот маршрут будет рентабельным при цене Urals на северо-западе Европы не менее $16 за баррель. По его словам, сейчас в добывающих компаниях наступает кризис перепроизводства и они готовы ухватиться за любую возможность дополнительного экспорта. Впрочем, отмечает он, "уж если "Транснефть" во что бы то ни стало хочет задушить Вентспилс, теоретически она может перекрыть и железную дорогу, ведь монополии принадлежат все пункты налива нефти в цистерны".
Представитель ТНК говорит, что "трубный" маршрут Сургут - Роттердам через Вентспилс обходится в $23,5 за 1 т, а железнодорожный - в 2,5 - 3 раза дороже. Тем не менее он все равно будет востребован при нынешних ценах на нефть. "МПС, конечно, тоже монополия, но вряд ли она откажется от доходов, которые сулит более активная работа с Вентспилсом", - считает сотрудник ТНК. По оценке одной из транспортных компаний, расширение Вентспилса до 13 млн т потребует использования около 9000 цистерн ежемесячно.
"Мы не возражаем, если Ventspils Nafta найдет новые способы загрузки, - говорит вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. - Мы не ставим перед собой цель лишить их нефти, просто у "Транснефти" нет технической возможности качать нефть в этом направлении". Григорьев говорит, что его компания не ведет сейчас никаких переговоров с акционерами Ventspils Nafta о покупке доли. "С тех пор как мы озвучили свои предложения, они к нам ни с какими встречными инициативами не обращались", - говорит представитель "Транснефти".
Комментарии