Государственную поддержку - British Petroleum?

С приходом западной нефтяной компании на российский рынок у сторонников СРП отняли последние аргументы Острейшая проблема отечественной экономики - извращенное понимание сути конкурентной борьбы. В развитых странах участники рыночных отношений с маниакальной настойчивостью изыскивают способы снижения издержек, дабы бить конкурента ценой, или активно эксплуатируют науку с целью придания своей продукции или услуге уникальных свойств. Ельцинская эпоха оставила нам в наследство деловую среду, в которой главным конкурентным преимуществом стал доступ к государственным чиновникам, принимающим экономические решения. Соглашение о разделе продукции становится таким административным ресурсом, который позволит западным нефтяным компаниям получить хорошую фору в этой борьбе. В частности, British Petroleum вместе с покупкой половины ТНК приобретает хороший подарок в виде огромных льгот на разработку известного Самотлорского месторождения. Между тем государственная поддержка предоставляется компании, капитализация которой в два раза выше, чем весь российский бюджет. В течение последних лет в российской законодательной сфере разгорелась нешуточная борьба за и против Соглашения о разделе продукции (СРП). В глобальном смысле разрешение этого спора может оказать решающее воздействие на всю российскую экономическую среду. Если победят сторонники СРП, это узаконит наличие в стране двойных налоговых стандартов и подхлестнет конкуренцию за льготы, что, по сути, равнозначно конкуренции за благосклонность чиновников. Это будет означать, что наша корпоративная экономика развивается по латиноамериканскому сценарию: нас ждет всеобщая коррупция, невиданных даже у нас размеров, срастание государства и бизнеса, гигантская инфляция. Если же сторонники СРП проиграют и налоговый режим в стране останется единым для всех, то бизнес неизбежно будет вынужден обратить внимание на внутреннюю эффективность и мы получим конкуренцию издержек и инноваций. А это и есть основа экономического успеха развитых стран. Куда склонится чаша весов - во многом зависит от неожиданно возникшего прецедента, который может положить конец многолетним спорам о законодательно оформленной и лакомой для многих льготе - Соглашении о разделе продукции. Связан этот прецедент с последствиями сенсационной новости последних дней - приобретением международной компанией BP половины активов ТНК. Самотлор Одной из причин, мешавших законодателям окончательно похоронить СРП, было Самотлорское месторождение нефти и газа. Его разрабатывают предприятия, входящие в состав двух нефтяных компаний - ТНК и "СИДАНКО". Тех самых, совладельцем которых теперь стала BP. Дело в том, что это богатейшее месторождение начали разрабатывать еще во времена существования Советского Союза. В 70-е годы коммунисты старались активно противостоять "американскому империализму" по всему миру, а это требовало денег. Их могли дать лишь природные ресурсы. Поэтому нефть на Самотлоре добывали варварскими методами: черного золота нужно было много и сейчас, а о будущем никто не думал. В итоге уровень обводненности нефтяных скважин, напрямую влияющий на себестоимость ее добычи, достиг здесь заоблачных высот. Таких, что еще лет пять тому назад добывать Самотлорскую нефть можно было лишь себе в убыток. Между тем запасы нефти даже после многих лет хищнической разработки оцениваются почти в 1 млрд. тонн! Бросать такое богатство нельзя, но и разрабатывать сложно. Поэтому и возник вопрос о том, что только режим СРП, который предоставляет льготное налогообложение, чем и снижает издержки добытчика, может привлечь инвесторов на многострадальный Самотлор. С этим тезисом можно было соглашаться вплоть до 11 февраля, когда BP объявила о приобретении ТНК и "СИДАНКО". Сенсационный приход на российский рынок крупнейшего международного концерна на самом деле означает, что иностранный инвестор готов разрабатывать богатый Самотлор и без режима СРП. Ведь, входя в Россию под флагом равноправного игрока, коим и будет совместная с ТНК компания, BP сигнализирует, что ее вполне устраивает национальный налоговый режим. Более того, за последние годы многие отечественные нефтяные компании научились значительно снижать свои издержки за счет применения современных технологий. Известно, что мнения по поводу СРП среди отечественных нефтяников разделились. Те из них, кто умело управляет издержками, готов с прибылью работать и на сложных месторождениях, таких, как Самотлор, безо всяких налоговых льгот в виде СРП. Прочие - ратуют за прямую государственную поддержку. За наш с вами счет, между прочим. СРП из нашего кармана Если взглянуть на складывающуюся ситуацию с точки зрения бюджета, то получается следующая картина. Предоставляя добытчику минеральных ресурсов режим СРП, правительство действительно поощряет его, снижая ему издержки до приемлемого уровня. Но снижение это происходит за счет уменьшения налоговой нагрузки. Иными словами, добытчик платит в бюджет меньше, чем должен. Недобор налогов приводит к перераспределению нагрузки в сторону других компаний, отраслей в виде повышений уровня налогов, акцизов и пр. В результате издержки растут даже у тех, кто научился ими управлять на уровне внутренних расходов, но в отличие от сторонников СРП не научился эффективно "выбивать" из правительства налоговые льготы. Для конечного потребителя вся эта цепочка выражается в одном простом факте - росте цен и инфляции издержек. Таким образом, мы возвращаемся к тому, с чего была начата эта статья. Конкуренция за льготы убивает конкуренцию за эффективность. Зачем нефтяникам вкладывать деньги в развитие технологий, которые позволяют с прибылью работать на самых "тяжелых" месторождениях при существующем уровне налогообложения, если гораздо дешевле пролоббировать получение налоговой льготы? В случае с Самотлорским месторождением ситуация принимает еще более острый характер. Если режим СРП будет все-таки применен к этому месторождению, то налоговую льготу получат уже не отечественные ТНК и "СИДАНКО", а английская компания BP, которая их приобрела. Если прибегнуть к уже описанной цепочке перераспределения налоговой нагрузки, то выходит, что западная компания получает возможность снизить свои издержки за счет ее отечественных конкурентов. А это уже ущерб национальной экономической безопасности! Что делать Итак, основным козырем тех, кто борется за применение СРП к тому или иному месторождению минеральных ресурсов, является тезис о "невозможности" их добычи по экономическим соображениям. Однако, как правило, это заявляет одна компания. Та, которая владеет правами на разработку месторождения. Иными словами, это отнюдь не мнение рынка. Так, может быть, имеет смысл сначала дать возможность сказать свое слово рынку: предложите, господа чиновники, это месторождение тем, кто готов разрабатывать вне режима СРП и платить налоги в полном объеме! И если найдется эффективная компания, которая знает, как добывать "тяжелую" нефть дешевле за счет технологий, а не за счет бюджета, это будет значить, что лоббисты СРП в данном конкретном случае как минимум лукавят. А как максимум, выражаясь простым языком, разводят бюджет на бабки! Из досье "НГ" Что такое СРП? Исторически Соглашения о разделе продукции (СРП) как юридическая форма обеспечения доступа международных корпораций к эксплуатации природных ресурсов развивающихся государств возникли после Второй мировой войны и знаменовали переход от международных экономических отношений колониальной эпохи к системе мирохозяйственных связей постколониального периода. Возникшие на месте распавшихся колониальных империй новые государства Азии и Африки обладали значительными запасами полезных ископаемых. Однако их разработка без привлечения иностранного капитала была невозможна из-за крайней слабости местного бизнеса, отсутствия финансовых ресурсов, специалистов и квалифицированной рабочей силы. В то же время приток инвестиций из развитых стран был затруднен политической нестабильностью новых государств и связанной с ней нестабильностью налогового режима. Выход из этого положения был найден с разработкой идеи Соглашений о разделе продукции (production sharing agreements) между крупными международными корпорациями и уполномоченными представителями правительств развивающихся государств. Соглашения представляли собой договор, фиксирующий платежи, которые иностранная компания должна была вносить в местный бюджет за право вести добычу полезных ископаемых на выделенном ей участке. Важнейшей особенностью договора была гарантия неизменности размера платежей в течение длительного периода времени (20-30 лет). На сегодняшний день России режим СРП не нужен, поскольку в отличие от развивающихся стран у нас есть специалисты высокого уровня, отечественные добывающие компании обладают достаточными финансовыми ресурсами для инвестирования в самые масштабные проекты, наконец, национальный налоговый режим стабилизировался на приемлемом для эффективной работы уровне. Поэтому в нашей стране режим СРП рассматривается прежде всего как механизм снижения налоговой нагрузки для российских и зарубежных компаний, а не как условие получения дефицитных инвестиций, технологий и производственного опыта.
Комментарии
Конфереция