Конфереция

"Транснефть" ставит на Приморск

Порт в Ленобласти составит конкуренцию Новороссийску Нефтепроводная монополия "Транснефть" хочет превратить принадлежащий ей порт Приморск (Ленобласть) в крупнейший экспортный нефтяной терминал России. Глава "Транснефти" Семен Вайншток заявил о намерении к 2005 г. расширить мощности Приморска в 3,5 раза - до 42 млн т. Новый экспортный маршрут - Балтийская трубопроводная система (БТС) - был открыт в декабре 2001 г. Строительство порта Приморск и трубы до него обошлось "Транснефти" в $580 млн. В 2002 г. Приморск вышел на проектную мощность в 12 млн т. В дальнейшем пропускную способность нового маршрута планировалось поэтапно расширять - сначала до 18 млн т, а затем до 30 млн т. В пятницу, выступая на коллегии Минэнерго, президент "Транснефти" Семен Вайншток заявил о корректировке планов по развитию Приморска. По словам Вайнштока, мощности этого направления к 2005 г. решено увеличить до 42 млн т. "Все препятствия для БТС сняты, у нас есть подтверждение, что решение принято на самом высоком уровне. Надеемся, что в марте его официально одобрит правительство", - заявил глава "Транснефти". Реализовывать этот проект, стоимость которого оценивается в $1,1 млрд, госкомпания намерена за счет кредитов. "Транснефть", по словам Вайнштока, хочет сделать Приморск крупнейшим в России портом по перевалке нефти на экспорт. Если амбициозные планы будут реализованы, то Приморск действительно станет крупнее порта Новороссийск, который перевалил в прошлом году 38,7 млн т сырой нефти (правда, в Новороссийске намерены нарастить свои мощности еще на 15 млн т). Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров называет инициативу "Транснефти" своевременной. "Проблема дефицита экспортных мощностей стоит перед нефтяниками очень остро. Поэтому проектов так много: и расширение Приморска, и труба на Мурманск, и нефтепровод в Китай, и тихоокеанский маршрут, - отмечает он. - Если правительство действительно в марте примет решение хотя бы по Приморску, это уже поможет развязать часть проблем". С ним согласен начальник департамента "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский. "Экспортных мощностей трубы не хватает. Без гарантий, что они будут, невозможно наращивать добычу. 20 млн т нефти в прошлом году нефтяникам пришлось экспортировать по железной дороге. А в начале этого года, когда из-за морозов были проблемы в Питере и Приморске, из-за штормов был закрыт Новороссийск, а из-за политики Вентспилс, не попавшую на экспорт нефть приходилось продавать на внутреннем рынке. В итоге он затоварился, и за два месяца цены упали с $14 до $5 - 6 за баррель", - сетует Красовский. Представитель ТНК согласен с этими соображениями, но добавляет, что для нефтяников более интересен маршрут экспорта через Мурманск, поближе к незамерзающему Гольфстриму. "В Приморске лед, а отсюда проблемы с ледокольной проводкой, с буксирами, с фрахтом танкеров. Суммарный тариф получается всего на $1 за тонну дешевле, чем через Вентспилс, а вот потери из-за невыполнения экспортного графика гораздо больше", - говорит сотрудник ТНК. Представитель же Ventspils Nafta считает, что дефицит экспортных мощностей - проблема искусственная, и столь резко увеличивать мощности Приморска необязательно. "Вентспилс способен перегружать 16 млн т российской нефти, но "Транснефть" с начала года не пускает через нас ни грамма сырья. Россия исходит из своих политических, а не экономических интересов", - говорит собеседник. Замдиректора пароходства "Совкомфлот" Игорь Борисенко, напротив, приветствует планы "Транснефти". "Зарабатывать на экспорте российской нефти должны российские порты и компании, - говорит он. - Мы специально заказываем новые танкеры ледового класса для перевозок из Приморска". Семен Вайншток доказывает, что расширение Приморска не противоречит реализации других нефтепроводных проектов. "Даже если мы построим БТС на 60 млн т, Мурманск на 80 млн т, [трубу в] Китай на 20 млн т и Находку на 50 млн т, мы все равно не решим всех существующих проблем транспортировки нефти", - считает он. Нефтяники с ним полностью солидарны. Глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский говорит, что нехватка трубопроводных мощностей - главный ограничитель роста добычи нефтяных компаний. По его мнению, нефтяники смогут заполнить нефтью все новые трубопроводы, тем более что при падении нефтяных цен ниже $18 за баррель экспорт нефти по железной дороге станет нерентабельным.
Комментарии