Большую часть прошедшего 2002 года налогоплательщики, чей бизнес связан с производством и продажей нефтепродуктов, обсуждали новые правила исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты, которые предусматривались Федеральным Законом от 24.07.02 г. N 110-ФЗ и согласно данному Закону вводились в действие с 1 января 2003 г.
Проблемы и вопросы, с которыми столкнулись операторы топливного рынка в связи с принятием Закона N 110-ФЗ, а также ответы юристов на эти вопросы сводились к следующему:
1. Обязательно ли получать Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами? Юристы, ссылаясь на текст ст. 179.1 НК РФ, разъясняли, что обязанность получать Свидетельства в НК РФ не установлена, а значит, получение Свидетельства - добровольное дело налогоплательщика.
2. Внимание налогоплательщиков обращалось на принципиальное изменение объектов налогообложения по акцизам на нефтепродукты. Текст ст. 182 НК РФ, новая редакция которого была дана Законом N 110-ФЗ, связывал возникновение объекта обложения акцизами на нефтепродукты с получением (оприходованием) нефтепродуктов налогоплательщиком при наличии у него свидетельства (за исключением двух частных случаев). Специальное указание Закона N 110-ФЗ на наличие у налогоплательщика Свидетельства при определении объектов налогообложения по акцизам на топливо позволило юристам сделать вывод о том, что у лиц, не получивших Свидетельства, вообще не возникает объекта налогообложения по акцизам, а значит, и обязанности уплачивать акциз на нефтепродукты. Исключение составляли два случая, когда обязанность заплатить акциз в бюджет возникает у переработчика (нефтеперерабатывающего завода), независимо от наличия Свидетельства (давальческие схемы и использование топлива для собственных нужд).
3. Широко обсуждалась громоздкая система получения вычетов по уплаченным (начисленным) акцизам на топливо. При этом особо отмечалась зависимость получения вычетов от действий независимых от налогоплательщика третьих лиц (покупателей и налоговых органов) и, соответственно, отсутствие уверенности в праве на вычет. Специалисты высказывали мнение, что именно этот фактор может серьезно повлиять на рост цен на топливо: операторы топливного рынка, страхуясь от возможных убытков, будут включать суммы уплаченных (начисленных) ими акцизов в цену реализуемого топлива (разумеется, с учетом рыночной конъюнктуры).
4. Закон N 110-ФЗ устанавливал, что право на получение Свидетельств имеют только те налогоплательщики, в собственности которых имеются мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов.
5. Налогоплательщиков, которые намеревались получать Свидетельство, пугали неминуемые и невосполняемые расходы, связанные с созданием у налогоплательщиков постоянно действующих налоговых постов.
Эти, а также иные положения Закона N 110-ФЗ позволяли сделать следующие выводы: в НК не установлена обязанность получать Свидительство, у лиц без Свидетельств в большинстве случаев объекта обложения акцизами на нефтепродукты не возникает, они акциз не исчисляют и не платят, те, у кого есть Свидетельство, вынуждены предпринять массу усилий для получения вычетов по начисленным (уплаченным акцизам), а также понести значительные расходы при создании налогового поста. И главное: работать без Свидетельства дешевле, а значит, выгоднее, проще и абсолютно законно.
Последний день ушедшего, 2002 года, преподнес участникам топливного рынка еще один налоговый сюрприз: Президент подписал ряд новых федеральных законов. Один из них - Закон N 191-ФЗ напрямую касается уплаты акцизов на нефтепродукты. Закон N 191-ФЗ внес изменения в главу 22 НК (акцизы) - содержит новую редакцию ст. 179.1 (Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами), а также внес изменения в рассмотренный нами ранее Закон N 110-ФЗ. Усилия законодателя по подписанию и официальному опубликованию Закона N 191-ФЗ в последний день 2002 года, очевидно, были направлены на то, чтобы налогоплательщик 1 января 2003 года получил новую редакцию главы 22 НК РФ (Акцизы) (с учетом новшеств и Закона N 110-ФЗ, и Закона N 191- ФЗ), действующую с 1 января 2003 года.
@msg@5tcxpp4@Полный_юридический_анализ_правильности_мотиваций_и_логики_законодателя.
А так же того, какие основные изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты, предусмотренны Законом N 110-ФЗ.
Александр Кринский, Заведующий юридической консультацией N 66
Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов
т. 325-13-66
Комментарии