Слишком много нефти

Чиновники думают, как снять Россию с сырьевой иглы Сырьевая зависимость осознана властями как главное препятствие для экономического развития страны. Диверсификация экономики становится для правительства задачей номер один. Программа социально-экономического развития страны на 2003 - 2005 гг. видит в диверсификации лучший стимул для роста ВВП. "В отличие от программы на 2002 - 2004 гг. , где акцент делается на развитие секторов экономики, нынешняя сфокусирована на приоритетных источниках экономического роста", - говорит руководитель департамента Минэкономразвития Олег Фомичев. На первом месте по значимости - устранение нефтегазового перекоса в структуре национального экспорта и разнообразие в стимулах экономического роста. "Премьер предложил [разработчикам] более четко прописать механизмы диверсификации, - замечает чиновник правительства. - Реформаторские по сути вещи должны выглядеть политкорректно, чтобы в год выборов не вызывать отторжения". Доработанная программа должна быть внесена в Белый дом в пятницу. Раздел "Диверсификация экономики" начинается с тревожного заключения, что для открытой российской экономики сырьевая зависимость опаснее, чем для закрытой советской. Снижение нефтяных цен на $1 за баррель срезает с ВВП полпроцента - примерно 65 млрд руб. Доля топливно-энергетического комплекса в промышленном производстве возросла с 20% в 1990 г. до 30% в 2001 - 2002 гг. В январе - октябре 2002 г. доля энергоносителей в структуре экспорта достигла 55,6% , черных и цветных металлов - 14,5% , машин, оборудования и транспорта - 9,1%. Минэкономразвития рассматривает два варианта экономической политики, стимулирующих ускоренную диверсификацию. Первый назван "политикой без проигрывающих": создаются стимулы для добровольного перетока финансов из экспортных сырьевых отраслей в обрабатывающую промышленность. Авторы среднесрочного сценария констатируют, что для этого необходима эластичность рынков капитала, повышение качества корпоративного управления и т. п. Реализуемость такого курса вызывает сомнение у главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой. Она указывает, что сырьевики больше интересуются покупкой перерабатывающих предприятий за рубежом, чем в России, где они сталкиваются с низким уровнем менеджмента. "Но даже лучший менеджмент не может поднять рентабельность вдвое, - считает Орлова. - Вопрос в том, конкурентна ли наша промышленность". А гендиректор компании "Еврохим-Трейдинг" Константин Перевалов указывает, что правительство само должно начать движение навстречу бизнесу. "Как государство может стимулировать инвестиции в нефтепереработку? " - спрашивает эксперт. И сам себе отвечает: "Отменив пошлины и НДС на ввозимое оборудование". Но для сырьевиков, не желающих идти в "благородные" отрасли промышленности без льгот от государства, авторы программы заготовили не пряник в виде отмены пошлин, а кнут. Второй вариант экономической политики - "государственное перераспределение". Он включает механизмы принудительного перетока финансов из сырьевых в обрабатывающие секторы. "Основные ограничители, - сказано в "среднесрочной", - отсутствие механизмов изъятия рентных платежей, не ухудшающих предпринимательский климат в соответствующих секторах". Понимая, что с наскоку проблему не решить, Минэкономразвития предлагает сочетать оба типа экономической политики "с преобладанием первого". Чтобы нефтяники инвестировали в первичную, а затем и в глубокую переработку сырья, предлагается установить максимальную фискальную нагрузку на добычу, снижая ее по стадиям переработки. "Заставить сырьевиков войти в другой бизнес, где нормы прибыли несравненно ниже, фактически невозможно без госрегулирования", - убежден эксперт компании ВКG Владимир Скопцов.
Комментарии