По данным Минэнерго, объем добычи нефти в январе 2003 г. составил 34,1 млн. тонн (8,1 млн.
барр./сутки), что на 10% больше чем в январе 2002 г. Это рекордный показатель по добыче нефти в России
за последние 12 лет. В результате, РФ догнала по объему добычи нефти крупнейшего в мире производителя
нефти - Саудовскую Аравию. Данную информацию также подтверждает ОПЕК, который 6 февраля т.г.
распространила сводку о мировой добыче нефти в январе 2003 г. Напомним также, что объем добычи нефти в
России в 2002 г., по данным Минэнерго, составил 379 млн. тонн, что на 9% выше показателя 2001 г. (348
млн. тонн). В 2003 г., по прогнозам Минэнерго, объем нефтедобычи в России составит порядка 390 млн.
тонн.
Добыча нефти в РФ в феврале 2003 г. планируется на уровне 34,35 млн. тонн, что выше фактического
уровня аналогичного периода прошлого года на 12,3%, сообщает ПРАЙМ-ТАСС. В I квартале 2003 г. добыча
нефти ожидается на уровне 100,73 млн. тонн (на 12,4% выше, чем в I квартале 2002 г.).
В январе т.г. выросли и объемы нефти, перекачиваемые за рубеж через государственную систему
нефтепроводов "Транснефть". В январе они составили 3,1 млн. барр./сутки, включая казахскую и
азербайджанскую нефть. Кроме того, как сообщило агентство ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на источник, близкий к
Минэнерго, оперативные остатки нефти в системе "Транснефти" (содержимое резервуаров компании)
увеличились в течение января 2003 г. на 651 тыс. тонн и составили 32,181 млн. тонн.
Поставки нефти на российские НПЗ (без учета "Газпрома") в январе т.г., по сравнению с аналогичным
периодом 2002 г., увеличились на 9,7% до 16,831 млн. тонн.
Стоит также отметить, что на российском нефтяном рынке сложилась ситуация, характеризующаяся
избыточным предложением продукции. Так, 3 февраля стало известно, что компания "Сургутнефтегаз"
испытывает трудности с реализацией 500 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов. Следствием этого стало
снижение внутренних цен на нефть примерно на 12%. Это связано в первую очередь с тем, что возможности
увеличения экспорта нефти находятся на пределе, так как мощности системы трубопроводного транспорта
страны и экспортных терминалов ограничены. Также, по прогнозам ряда экспертов, не предвидится и
повышения внутреннего спроса на нефтепродукты.
Расширения экспортных возможностей в ближайшей перспективе ожидать не следует. Запланированные проекты
по строительству нефтепроводов "Россия-Япония", "Россия-Китай", а также проект интеграции
нефтепроводных систем "Дружба" и "Адрия", с целью организации нового экспортного направления
транспортировки российской нефти через порт Омишаль (Хорватия), являются долгосрочными. Поэтому в
краткосрочном периоде единственной возможностью расширения экспорта российской нефти является
возобновление поставок трубопроводным транспортом через латвийский терминал Вентспилс.
Нефтяной терминал Вентспилс способен ежегодно переваливать 16 млн. тонн нефти и 12 млн. тонн
нефтепродуктов. Российский экспорт нефти и нефтепродуктов через данный терминал до 2002 г. традиционно
составлял порядка 15 млн. тонн. Однако возобновление поставок через Вентспилс станет возможным только
после решения вопросов приватизации данного терминала российской и латвийской сторонами. В настоящее
время компания "Транснефть" предлагает Правительству Латвии вложить $140 млн. в модернизацию
трубопровода, ведущему к терминалу Вентспилс, а также построить новый участок нефтепровода в обмен на
госпакет акций "Ventspils Nafta". Согласно заявлениям членов латвийского правительства, до конца 2003
г. планируется завершить процесс приватизации терминала.
Наряду с падением внутренних цен на нефть, внутренние цены на нефтепродукты растут. Так, по данным
Госкомстата, рост потребительских цен на бензин с 30 декабря 2002 г. по 27 января 2003 г. составил 5% ,
в частности на АИ-76 - 6%, на АИ-92 - 4%, на АИ-95 - 4%. В московском регионе, который является
представительным для всей России, розничные цены на бензин в январе, по данным Российского топливного
союза, выросли в среднем на 3,67%.
Некоторые участники нефтяного рынка объясняют рост потребительских цен на нефтепродукты увеличением
ставок акцизов с 1 января т.г. Однако, по мнению экспертов нефтяной отрасли, повышение акцизов было
заложено в цены нефтепродуктов еще в 2002 г., сейчас же происходит вторичное повышение цен.
С 1 февраля т.г. правительство снизило экспортную пошлину на нефть с $29,8 до $25,9 за тонну, на
нефтепродукты - с $26,8 до $23,3 за тонну. Причем это произошло в условиях, когда цены на нефть уже
достигли двухлетнего максимума на фоне ожиданий военных действий в Ираке, и их дальнейший рост,
вероятнее всего, продолжится.
Вывод: Вышеприведенный анализ показывает, что дальнейшее наращивание уровня добычи российскими
нефтяными компаниями не представляется целесообразным в сложившихся условиях неразвитой транспортной
инфраструктуры и дефицита мощностей по увеличению объема нефтеэкспорта. Как мы уже писали, в
складывающихся условиях, российским нефтегазовым компаниям не подходит роль лишь поставщиков
невосполнимых углеводородных ресурсов и "сырьевых" конкурентов. Несмотря на приоритетность текущих
задач по улучшению финансовых показателей работы отечественных компаний ТЭК в основном за счет сырьевых
рычагов, существует необходимость изменения стандарта их работы, приведения его в соответствие с
высоким международным уровнем, большей ориентированности на завоевание конкурентных преимуществ. В
среднесрочной перспективе российские нефтяные компании должны ориентироваться на стратегию отхода от
сырьевой направленности развития и реализацию конкурентных преимуществ, основанных на накопленном
интеллекту
альном и творческом потенциале, а также на базе достижений в области стратегического и корпоративного
управления, основанных на использовании международного опыта в управлении.
Что касается сложившейся текущей ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, то совершенно очевидна
необоснованность роста цен на нефтепродукты, учитывая затоваривание рынка и снижение внутренних цен на
нефть. Нефтяным монополиям позволяют наращивать сверхприбыли в ущерб экономической стабильности в
стране. Куда смотрит МАП России? В сложившихся условиях предел инфляции в размере 10%-12%,
запланированный правительством, вполне может быть превышен по итогам года.
Также совершенно непонятна логика действий правительства в отношении регулирования экспортных пошлин
на нефть и нефтепродукты. Согласно ранее принятой политике правительства, ставка экспортных пошлин
увеличивалась вслед за ростом мировых цен на нефть, что, безусловно, логично. В таком случае, чем же
руководствовалось правительство при понижении экспортных пошлин с 1 февраля т.г.? Совершенно очевидно,
что принятая мера лишает государство значительных доходов, а также оказывает стимулирующее воздействие
на экспорт нефти и нефтепродуктов.
Комментарии