Налоговики обеспекоены нежеланием участников топливного рынка получать Свидетельства на право совершения операций с нефтепродуктами
07.02.2003 10:02
Комментарии: 0
Просмотры: 797
В УМНС По Санкт-Петербургу состоялось совещание с представителями топливных компаний.
1 января 2003 года вступил в силу Федеральный Закон N110, в корне изменивший порядок налогообложения на топливном рынке. Прежде всего, это касается акцизов. Они увеличены и теперь их плательщиком является не только НПЗ, а все организации и предприниматели, получившие свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Здесь есть одна тонкость. Законодатель предусмотрел, что получение Свидетельства - акт добровольный. Кроме того, оно выдается только собственникам производственных и торговых мощностей. Все это привело к тому, что в конце января в Петербурге было получено лишь 11 Свидетельств 10 организациями. Таким образом, уже сегодня можно говорить о том, что с одной стороны создана опасная ценовая ситуация на розничном рынке, а с другой - в бюджетах всех уровней намечается огромная брешь: задание по мобилизации акцизов на нефтепродукты составляет в федеральный бюджет 442310000 рублей, а в городской 2740973000 (!) рублей.
Этим и другим вопросам было посвящено совещание налоговиков и представителей топливных компаний.
Au92 предлагает Вашему вниманию фрагменты выступлений представителей УМНС по Санкт-Петербургу.
Людмила Воробьева, заместитель руководителя Управления МНС России по Санкт-Петербургу:
Каждые 10 дней мы отчитываемся в Министерстве о полученных Свидетельствах и о поступивших заявлениях на их получение . На сегодняшний день получили свидетельства около 10% потенциальных плательщиков акцизов на нефтепродукты. Сейчас мы будем работать вместе с другими службами, и проводить на тех предприятиях, которые не получили свидетельства, обследование помещений. Проверки будут производиться совместно с Комитетом природных ресурсов и с другими службами.
Ольга Сергеева, начальник отдела косвенных налогов Управления МНС России по Санкт-Петербургу:
В 22 главу Налогового кодекса были внесены серьезные изменения на основании ФЗ N 110.
31 декабря 2002 года в 22 главу внесли изменения в закон ФЗ N191.
ФЗ N191 поменял подход к тому, кто будет рассматриваться плательщиками акцизов нефтепродуктов. В редакции Налогового кодекса до принятия закона ФЗ N191 к плательщикам относились те организации и индивидуальные предприниматели, которые получили свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. И по закону ФЗN110 организация-производитель становилась плательщиком только в том случае, если из давальческого сырья производился подакцизный товар и давалец этого сырья не имел свидетельства, тогда не было важно, имел ли производитель свидетельство или нет, в любом случае производитель должен был начислять и уплачивать акциз.
С 1 января вступил в силу закон ФЗN191 и теперь производители подакцизных нефтепродуктов в любом случае, есть у них свидетельства или нет, являются плательщиками акциза. И здесь у нас вызывает тревогу то, что многие организации, которые занимаются реализацией нефтепродуктов, не в полной мере понимают, что такое производство нефтепродуктов. Мы на этой неделе собираемся направить свои разъяснения топливным компаниям.
Есть такие случаи, когда организация не отдает себе отчета, что с точки зрения законодательства то, что они делают, тоже является производством. Мы знаем, что очень часто небольшие организации осуществляют смешение нефтепродуктов, добавляют присадки, какие-то активные добавки и получается качественный иной товар: бензин с более высоким октановым числом либо с тем же числом, но имеющий другие качественные характеристики и т.д. Это и есть производство. Кроме того, к производству приравнивается и разлив нефтепродуктов.
Существует разный подход к бензину и моторным маслам. Очень часто небольшие организации покупают моторные масла в больших емкостях и за тем у себя в подсобке разливают уже в потребительскую тару, в которой осуществляется непосредственно реализация населению и это тоже приравнивается к производству. Поэтому тем, кто занимается реализацией моторных масел, нужно обратить на это внимание, поскольку уже приближаются сроки декларирования и уплаты акцизов теми, кто этим занимается, и кто должен рассчитаться с бюджетом.
Если же компания занимается не производством, а только торговой деятельностью, то здесь плательщиками становятся те, кто имеет свидетельства на оптовую торговлю, на оптово-розничную торговлю или розничную торговлю и таки организации у нас становятся плательщиками акцизов.
Объектом налогообложения выступает не реализация, а оприходование нефтепродуктов у себя в бухгалтерском учете, т.е. если организация-производитель произвела бензин, предположим, оприходовала этот готовый товар у себя в бухгалтерском учете, в независимости от того, придумала она, кому продать этот бензин или нет, организация-производитель платит акциз. Если организация торгующая имеет свидетельство, получив нефтепродукты, оприходовала у себя в бухгалтерском учете, они автоматически за данный налоговый период должны исчислить и затем в положенные сроки заплатить акцизы.
Налоговый вычет для нас с вами сейчас непривычен, мы привыкли, что акциз - такой же косвенный налог, очень схожий с НДС, где, сколько заплатить определяется в виде разницы между тем, сколько ты получил с покупателя и тем, сколько ты потратил, но то, что касается нефтепродуктов, начисление акцизов становится другим. Если производитель произвел нефтепродукт, оприходовал его как готовый товар, то за данный налоговый период исчисляют к уплате акциз. Когда производитель реализует свои товары, он должен посмотреть, кому он осуществляет поставку, есть ли у организации-покупателя свидетельство или его нет. Если производитель осуществляет отпуск организации, у которой есть свидетельство, он формирует цену без учета акциза, добавляет налог на добавленную стоимость и, если это за наличный расчет, налог с продаж и по этой цене выставляет счет-фактуру своему покупателю. Покупатель, имеющий свидетельство, оприходует у себя этот нефтепродукт, он должен будет исчислить к уплате акциз. Организация-продавец, производитель, в такой ситуации выписывала счет-фактуру, эта счет-фактура покупателем получена, а все данные должны быть предоставлены покупателем в налоговой инспекции, где он состоит на налоговом учете.
В 5-тидневный срок налоговая инспекция обязана зарегистрировать этот счет-фактуру, вместе с декларацией от налогоплательщика. Предусмотрены специальные штампы, которыми этот счет-фактура заверяется. Затем они предоставляются организации-производителю и та, на основании этих заверенных счетов-фактур, осуществляет у себя налоговый вычет, т.е. та сумма налогов, которые заплачены в бюджет, возвращаются налогоплательщику.
Неудобство - растянутость во времени. Производитель осуществляет уплату акцизов 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Если мы говорим о январе, то 25 февраля такой налоговый плательщик-производитель должен нам заплатить акциз. Покупатель-оптовик, имеющий свидетельство, если он в январе получил подакцизный товар, то за январь предоставляет декларацию 25 числа второго месяца, следующего за отчетным, т.е. только 25 марта.
И 25 марта он отдает налоговую декларацию в свою инспекцию и предоставляет для регистрации счета-фактуры которые в свою очередь не раньше 30 марта, он может предоставить организации-производителю. Стало быть, только в апреле организация-производитель сможет рассчитывать на налоговые вычеты.
Акциз - это налог федеральный, поэтому большей частью этот налоговый вычет будет осуществляться путем зачета этих сумм в счет предстоящих к уплате акцизов. Но частично, безусловно, деньги будут возвращаться на счета организаций. Также будет происходить и у оптового звена, когда они в оптово-розничное звено осуществляют отпуск подакцизных товаров, и только розничное звено не будет иметь налоговых вычетов, т.е. законодатель ставит задачу снять бремя уплаты акцизов с производителя и распространить это на торговлю с тем, чтобы оптимизировалось именно производство как таковое.
Нами даны указания всем своим районным инспекциям о неукоснительном соблюдении сроков при регистрации счетов-фактур и, так сказать, зачетов и возмещение акцизов тем, кто имеет право на налоговые вычеты.
Все инспекции города имеют приказ Министерства по налогам и сборам об утверждении образца свидетельства, это свидетельство выдает только наше управление. Все снабжены приказом от 4 сентября 2002 года N БП93-93/478 об утверждении порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Те организации, которые хотят обратиться к нам за получением свидетельства, по установленной форме направляют заявление непосредственно в Управление по налогам и сборам и прикладывают к нему те документы, которые приведены в Приложении к данному приказу. Вместе с заявлением должна быть предоставлены: справка об объемах мощностей по производству и реализации нефтепродуктов по состоянию на дату подачи заявления. Мы приглашаем всех потенциальных плательщиков акциза, написать заявления на получение Свидетельства. Если есть спорные моменты - обращайтесь к нам, будем вместе разбираться.