Конфереция

Бензин пропах акцизами

Что стоит за слухами о неминуемом подорожании российского топлива Еще не отзвучали новогодние тосты, а аналитики уже заговорили о грустном - о неминуемом скачке цен на бензин. Еще бы, с 1 января 2003 года акциз на бензин вырос на 45 процентов. Кроме того, изменился сам порядок уплаты акциза - его теперь обязаны перечислять государству не нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а розничные торговцы, то есть автозаправочные станции (АЗС). Это-то и породило массу самых пессимистических прогнозов. Пошли даже слухи о том, будто в России скоро установятся "европейские" цены на топливо, иными словами, за литр придется выкладывать от 30 до 35 рублей. Однако произошло странное: ценники на бензоколонках остались в январе практически прежними - максимальный прирост составил не более 50 копеек за литр. Казалось бы, самое время успокоиться. Но не затишье ли это перед "бензиновой бурей"? Ведь весь январь АЗС работали на старых запасах сырья, которые были оплачены по прошлогодним ставкам акцизов. Но скоро последуют новые закупки - по новым ценам. Как правило, розничные торговцы формируют свой "складской" запас топлива на 14-20 рабочих дней. Таким образом, если исключить неделю новогодних праздников, получается, что "новый" бензин должен появиться на АЗС со дня на день. Что произойдет с ценами? Плюс 50 копеек "В ноябре-декабре оптовые цены падали. Например, по 92-му бензину их снижение составило 20 процентов - сработал сезонный фактор, - пояснил ситуацию "Итогам" исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - Это существенно повлияло на динамику рынка в январе. За счет падения оптовых цен у торговцев сложился некий запас по марже, который позволяет им сейчас смягчить воздействие новых акцизов". Аналитик инвестиционной компании "Атон" Стивен Дашевский также не видит причин для резкого роста цен на топливо. Однако аргументация у него иная: "Мне изначально не было понятно, на чем основаны мрачные предсказания некоторых экспертов относительно резкого роста цен. Ведь все достаточно просто и понятно: акцизы на бензин были увеличены на 45 процентов, что в абсолютных цифрах на самом деле дало не столь существенную прибавку в цене. Для топлива с октановым числом до 80 акциз до 1 января 2003 года составлял 1500 рублей с тонны, а для более качественного бензина - 2100 рублей. После повышения государство стало брать соответственно 2200 рублей и 3000 рублей с тонны. В пересчете на литр бензина это дало прибавку в цене всего примерно на 80 копеек - такая вот несложная арифметика. Но при этом приятным сюрпризом стало то, что розничные цены выросли примерно на 50 копеек за литр. По идее-то они должны были увеличиться на те же 80 копеек!" По мнению Дашевского, напрямую включать новый акциз в стоимость бензина нельзя, в отрасли есть дополнительные возможности для уменьшения себестоимости топлива. Например, использование льгот или оптимизация налогообложения... За счет этого также можно некоторое время держать цены, чтобы не шокировать покупателя. Итак, с размером акциза все более или менее ясно. Но ведь изменился и новый порядок его взимания. Может ли этот фактор отразиться на ценовой динамике? По идее государству и потребителю все равно, в какой момент владелец автозаправки заплатит акциз - при покупке бензина (когда оптовик или НПЗ уже включил акциз в стоимость топлива) или после его продажи - из денег, полученных от розничного клиента. Государство поменяло порядок взимания акциза для того, чтобы улучшить состояние местных дорожных фондов, так как оборотные налоги, за счет которых они ранее пополнялись, ныне отменены. АЗС должны теперь платить в местные бюджеты. Но, к сожалению, изначальная идея и окончательный вариант закона отличаются друг от друга. "В законе четко не оговорено, кто должен платить этот акциз, главное, чтобы он был уплачен по всему объему реализуемого топлива. А кто конкретно его внесет - производитель, оптовик или розница, четко не прописано. Да, задача была изначально поставлена так, чтобы акциз перечисляла розница, но есть возможность платить и тем, кто стоит до нее. То есть четких формулировок в законе нет, и в связи с этим создаются все предпосылки к тому, что рынок будет работать по-старому", - пояснил Григорий Сергиенко. Не акцизом единым Однако все сказанное отнюдь не означает, что розничные цены на бензин в 2003 году не будут расти. Сезонное падение оптовых цен фактически закончилось. По данным экспертов, оптовые цены на моторное топливо в России с начала января выросли в среднем на 12 процентов. К весне спрос на бензин увеличится, и продавцы начнут плавное повышение цен. Скорее всего, оно составит примерно один рубль. Иными словами, если отталкиваться от цен конца 2002 года, то 92-й бензин может стоить к середине весны порядка 11 рублей за литр, а 95-й - около 12 рублей. Дороже - вряд ли. "Цены на бензин в ближайшее время резко расти не будут - для этого нет никаких экономических предпосылок. Добыча нефти в России растет, нефтепереработка тоже увеличивается, а экспортные мощности ограничены. При этом потребление бензина в экономике России растет гораздо медленнее, то есть никакого дефицита бензина или запредельного роста цен не предвидится. Так что если бы не новые акцизы, стоимость топлива и не поменялась бы. Прогноз очень простой: если государство не будет повышать размер акцизов, то все будет замечательно", - считает Стивен Дашевский. Впрочем, не акцизом единым живет топливный рынок, ценообразование на нем зависит от множества факторов, в том числе и от уровня мировых цен. Сегодня экспортировать нефть и продукты ее переработки крайне выгодно - доход при этом примерно в два раза выше, чем при поставках российскому потребителю. Поэтому взоры крупных операторов рынка устремлены за рубеж. Даже несмотря на то, что есть существенные препятствия для увеличения экспортных поставок (прежде всего технические - трубопроводы и нефтеналивные порты загружены до предела), поток российского топлива за границу постоянно увеличивается. Всего же за 2002 год экспорт нефти вырос на треть - со 136 до 181 миллиона тонн. Цены на нефть сегодня держатся на уровне 30 долларов за баррель и снижаться пока не собираются. Значительный разрыв в уровне рентабельности бизнеса на внутреннем и внешнем рынке сохраняется, и, вне всякого сомнения, такая ситуация заставляет многих участников топливного бизнеса задуматься: а почему бы не продавать больше нефти за рубеж? И если мировые цены на нефть поднимутся еще выше, то поводов так думать будет еще больше. Компании не выдержат соблазна и поднимут цены на внутреннем рынке - это ведь совершенно логичный шаг. Конечно, государство постарается не допустить резкого повышения внутренних цен, но административное вмешательство в рыночные механизмы нередко приводит к печальным последствиям. Например, к дефициту. Так что бензиновый прогноз на 2003 год положительный, оптимистический, правда, с одной существенной оговоркой - если на мировом нефтяном рынке не произойдет ничего экстраординарного. Но тогда пострадает не только Россия. Зимой в России спрос на бензин падает, поэтому повышение акциза не вызвало заметного роста розничных цен на топливо
Комментарии