Столичному бензиновому рынку грозит передел. В результате борьбы московского правительства за качество моторного топлива, а также
введения новой системы взимания акцизов с рынка постепенно исчезнут независимые трейдеры, доля которых сегодня оценивается в 30%. Цена
вопроса - около 540 млн. долларов годового дохода. Именно за эти деньги сейчас борются крупнейшие российские нефтяные компании.
Большие и маленькие
Крупные нефтекомпании обратили внимание на независимых трейдеров около двух лет назад. Тогда 'Славнефть' заключила соглашение с
ассоциацией 'Гранд', которая на тот момент владела сетью из 23 АЗС, 'Татнефть' приобрела фирму 'Сплав' (16 АЗС), а ЮКОС оформил
отношения с компанией 'Юг-Ойл' (12 АЗС).
Сейчас столичный топливный рынок выглядит следующим образом. Самым крупным игроком здесь считается ТНК, в распоряжении которой
находится 180 АЗС, в том числе 23 собственных, ежемесячная реализация бензина составляет 100 тыс. тонн, а доля на рынке оценивается в
20--25%. Далее следует 'Славнефть' с 119 АЗС (46 собственных), объемом реализации 50 тыс. тонн и долей на рынке в 10--15%. Схожие объемы
нефтепродуктов продает в Москве и 'Сибнефть', однако ее сеть пока оставляет желать лучшего - 80 АЗС (25 собственных). Аналогичная доля на
рынке закреплена и за Московской топливной компанией, в собственности которой находится 84 АЗС. Существенную долю рынка удерживает
за собой и 'ЛУКОЙЛ', несмотря на то что в начале года он продал 'Сибнефти' 37% акций Московского НПЗ. В активе 'ЛУКОЙЛа' - 130 АЗС
(33 собственных), ежемесячная реализация - 30 тыс. тонн нефтепродуктов, доля на рынке - 7%.
Доли остальных компаний считать сложнее. Так, известно, что под вывеской ВР в Москве работает 36 АЗС, однако компания затрудняется
оценить собственное присутствие на столичном рынке. Неплохая ситуация в ближайшее время может сложиться и у ЮКОСа. Сейчас его
бензином торгуют около 20 заправок. Однако на этой неделе компания приобрела заправочную сеть 'Гермес-Москва', в которую входит 15
АЗС.
Несмотря на утверждения компаний, что московский топливный рынок жестко поделен, по оценкам Московской топливной ассоциации, около
30% его участников - независимые трейдеры. Их годовой оборот оценивается примерно в 540 млн. долларов.
За чистоту бензина
Именно за эти миллионы между крупными нефтекомпаниями в следующем году может развернуться серьезная борьба. Аналитики уже сейчас
говорят о том, что введение со следующего года новой ставки топливных акцизов (она увеличится на 45%) вынудит независимых трейдеров уйти
с рынка. Если сейчас владельцы заправок платят налог на вмененный доход (в Москве он составляет 30 тыс. рублей в месяц), то с нового года
они будут платить и НДС (20%), и налог с продаж (5%), и налог на прибыль (24%), что серьезно увеличит налоговую нагрузку.
Помимо этого, правительство Москвы всерьез озадачилось качеством продаваемого в столице бензина. Так, по словам источника ГАЗЕТЫ,
знакомого с этой проблемой, большинство независимых трейдеров, стремясь снизить свои издержки, экономят на качестве топлива. Как следует
из проекта постановления правительства Москвы, которое, правда, еще предстоит доработать, контроль за качеством продаваемого топлива
будет ужесточаться. Кроме того, мэрия намерена ограничить строительство АЗС в жилой застройке, площади под новые заправки будут
выдаваться на конкурсной основе. Учитывая это, независимые трейдеры подумывают о поиске крупных нефтяных покровителей.
СПРАВКА
По данным МТА, сейчас в Москве работают 670 АЗС. Объем реализации топлива в столице за 2001 год составил 4,2 млн. тонн. По области
действуют около 800 заправок, на которых было продано 1,2 млн. тонн нефтепродуктов. В среднем ежемесячный объем реализации топлива по
московскому региону - 450 тыс. тонн в месяц, что составляет примерно 130--150 млн. долларов в месяц, или 1,6--1,8 млрд. долларов в год.
В Петербурге лидируют местные операторы
Начиная с лета ряд крупных нефтяных компаний пытается усилить свои позиции на топливном рынке Петербурга, годовой оборот которого
оценивается в 350 млн. долларов. Однако пока лидерство удерживают местные операторы, не имеющие собственной сырьевой базы.
На петербургском розничном рынке автомобильного топлива работает около 100 операторов. Самый крупный - 'Петербургская топливная
компания' (ПТК), у которой около 100 АЗС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Кроме того, ПТК принадлежат две нефтебазы с
совокупным объемом хранения 85 тыс. тонн нефтепродуктов. Доля ПТК на розничном рынке оценивается в 30--50 процентов.
Вторая по величине сеть заправок (35 АЗС) принадлежит компании 'Балт-трейд', доля которой на розничном рынке автомобильного топлива
составляет около 22--25 процентов.
Из вертикально интегрированных нефтяных компаний в Петербурге активно работает только 'Славнефть', у которой одна собственная и 23
франчайзинговых АЗС. 'Славнефть' вышла на петербургский топливный рынок в 2000 году, и сейчас ее доля в общем объеме розничных
продаж автомобильного топлива оценивается в 15 процентов. Примерно столько же приходится на долю ООО 'Несте Санкт-Петербург'
(российская дочерняя компания финского концерна Fortum), единственного крупного иностранного оператора на топливном рынке
Санкт-Петербурга. 'Несте' работает в городе с 1990 г. и имеет порядка 30 заправок.
12--15 процентов топливного рынка занимает петербургская холдинговая компания 'Фаэтон'. Сейчас она ведет с 'Сибнефтью', которая
обнародовала свои планы выхода на петербургский розничный рынок в августе этого года, переговоры о продаже своих 35 АЗС. В Петербурге
'Сибнефть' рассчитывает получить примерно 20% рынка.
Летом же экспансию на петербургский розничный рынок автомобильного топлива начал 'ЛУКОЙЛ'. К 7 собственным заправкам он прибавил
17 АЗС, приобретенных у двух мелких нефтетрейдеров - компаний 'Базальт' и 'Восход'. Это позволит 'ЛУКОЙЛу' увеличить долю на
местном топливном рынке с 3 до 10 процентов.
Почти одновременно с 'Сибнефтью' и 'ЛУКОЙЛом' об активизации своей деятельности в Петербурге объявил ЮКОС, у которого здесь пока
нет АЗС. Сейчас компания ведет с городской администрацией переговоры о выделении участков под строительство пяти заправок.
'Сургутнефтегаз', которому принадлежит находящийся по соседству с городом Киришский НПЗ, пока имеет всего 10 АЗС в Петербурге и
Ленинградской области. Его доля на местном топливном рынке оценивается примерно в 4 процента. Доля 'Башнефти', у которой в Петербурге
и области не более 5 заправок, составляет порядка 1,8 процента. Еще один кроме 'Несте' иностранный нефтетрейдер - компания 'Шелл АЗС'
('дочка' европейского концерна Royal Dutch Shell) - только сейчас рискнула вернуться к проекту строительства заправок, замороженному
после кризиса 1998 г. Тогда Shell собиралась построить 25 АЗС, но планы компании стали более скромными: 1--2 АЗС в год (пока их 3). Доля
Shell на петербургском топливном рынке не превышает 2%.
Комментарии