Одна из крупнейших российских нефтяных компаний, "Сургутнефтегаз", столкнулась с кризисом перепроизводства: она не может пристроить 23 000 т нефти в день. Ханты-мансийский губернатор говорит об остановке скважин, "Транснефть" объясняет все маркетинговыми
просчетами "сургутян", а в Минэнерго подозревают, что "Сургут" добивается увеличения экспорта.
ОАО "Сургутнефтегаз" в прошлом году добыло 49,5 млн т нефти и 13,3 млрд кубометров газа, переработало 16,2 млн т нефти. Выручка
компании за девять месяцев прошлого года составила $4,29 млрд, ее капитализация на 31 января, по данным РТС, - $10,65 млрд.
Первым забил тревогу ханты-мансийский губернатор Александр Филипенко. На пресс-конференции 21 января он сказал, что
"Сургутнефтегаз" столкнулся с проблемой перепроизводства нефти. Компания не может реализовать 750 000 т сырья и из-за этого, по словам
губернатора, вынуждена сокращать добычу.
Информацию о проблемах "Сургутнефтегаза" подтвердил и вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. В пятницу он сообщил
"Ведомостям", что с начала этого года прием нефти от "Сургутнефтегаза" ограничен. Теперь в магистральный нефтепровод компания сдает
ежесуточно на 23 000 т (17% от добычи. - "Ведомости") меньше обычного. Григорьев объясняет это слабой работой коммерческих служб
"Сургутнефтегаза", которые не могут продать все добываемое сырье, из-за чего у компании накопилась нераспределенная нефть. "А на
ответственное хранение эту нефть мы принимать не можем, в системе "Транснефти" нет для нее свободного места", - добавляет вице-президент.
По его словам, как только у нефтяной компании появятся покупатели на всю нефть, ограничения на прокачку будут сняты.
Официально "Сургутнефтегаз" ситуацию не комментирует, однако один из сотрудников компании подтвердил "Ведомостям", что
"Транснефть" не принимает у "сургутян" часть нефти. "Мы просили дать нам поставлять дополнительно на наш Киришский НПЗ. Но нам
отвечают, что в трубе на Приморск нет места", - говорит он. В то же время представитель компании опроверг слухи об остановке скважин из-за
затоваривания.
Сотрудник Минэнерго, пожелавший сохранить анонимность, тоже винит в проблемах со сбытом саму нефтяную компанию. Но он говорит
не о плохой работе маркетинговой службы "Сургутнефтегаза", а об "их нежелании идти на более дешевые рынки внутри страны". В начале года
внутренняя цена на нефть, как и год назад, опустилась очень низко. Согласно отчету Объединенной финансовой группы, 1 баррель стоит сейчас
$5, а в сентябре 2002 г. цена была на уровне $17. И чиновник предполагает, что "Сургутнефтегаз" просит дополнительные объемы прокачки на
Кириши, чтобы затем отправить это сырье на экспорт по железной дороге через Эстонию, как компания делала до строительства экспортного
терминала в Приморске. Того же мнения и Григорьев из "Транснефти". "Переадресация нефти с НПЗ на экспорт - очень распространенная
схема, - говорит чиновник Минэнерго. - В прошлом году таким способом из России было вывезено 22 млн т".
Ожидается, что просьба "Сургутнефтегаза" о дополнительных поставках на Киришский НПЗ будет сегодня рассмотрена на заседании
комиссии по доступу к экспортным трубопроводам и терминалам ( "комиссии Христенко").
Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров отмечает высокую зависимость "Сургутнефтегаза" от экспортных поставок: с учетом
нефтепродуктов эта компания вывозит до 85% добытой нефти, тогда как "ЮКОС" - 70% , а "ЛУКОЙЛ" - менее 60%. "А экспорт сейчас
ограничен, - продолжает эксперт. - На Балтике - льды, в Новороссийске штормит, в Белоруссии, куда "Сургут" традиционно делает большие
поставки, - затоваривание". Ситуацию, по мнению Нестерова, усугубляет и низкая степень вертикальной интеграции (соотношение мощностей
по переработки и добыче). У "Сургутнефтегаза" этот показатель составляет 35% , у "ЮКОСа" - 70% , "ЛУКОЙЛа" - 67% , ТНК - свыше 90%. То
есть при вынужденном снижении экспорта сургутской компании непросто перебросить "лишнюю" нефть на заводы.
Комментарии