"Сургут" затоварился нефтью

Одна из крупнейших российских нефтяных компаний, "Сургутнефтегаз", столкнулась с кризисом перепроизводства: она не может пристроить 23 000 т нефти в день. Ханты-мансийский губернатор говорит об остановке скважин, "Транснефть" объясняет все маркетинговыми просчетами "сургутян", а в Минэнерго подозревают, что "Сургут" добивается увеличения экспорта. ОАО "Сургутнефтегаз" в прошлом году добыло 49,5 млн т нефти и 13,3 млрд кубометров газа, переработало 16,2 млн т нефти. Выручка компании за девять месяцев прошлого года составила $4,29 млрд, ее капитализация на 31 января, по данным РТС, - $10,65 млрд. Первым забил тревогу ханты-мансийский губернатор Александр Филипенко. На пресс-конференции 21 января он сказал, что "Сургутнефтегаз" столкнулся с проблемой перепроизводства нефти. Компания не может реализовать 750 000 т сырья и из-за этого, по словам губернатора, вынуждена сокращать добычу. Информацию о проблемах "Сургутнефтегаза" подтвердил и вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. В пятницу он сообщил "Ведомостям", что с начала этого года прием нефти от "Сургутнефтегаза" ограничен. Теперь в магистральный нефтепровод компания сдает ежесуточно на 23 000 т (17% от добычи. - "Ведомости") меньше обычного. Григорьев объясняет это слабой работой коммерческих служб "Сургутнефтегаза", которые не могут продать все добываемое сырье, из-за чего у компании накопилась нераспределенная нефть. "А на ответственное хранение эту нефть мы принимать не можем, в системе "Транснефти" нет для нее свободного места", - добавляет вице-президент. По его словам, как только у нефтяной компании появятся покупатели на всю нефть, ограничения на прокачку будут сняты. Официально "Сургутнефтегаз" ситуацию не комментирует, однако один из сотрудников компании подтвердил "Ведомостям", что "Транснефть" не принимает у "сургутян" часть нефти. "Мы просили дать нам поставлять дополнительно на наш Киришский НПЗ. Но нам отвечают, что в трубе на Приморск нет места", - говорит он. В то же время представитель компании опроверг слухи об остановке скважин из-за затоваривания. Сотрудник Минэнерго, пожелавший сохранить анонимность, тоже винит в проблемах со сбытом саму нефтяную компанию. Но он говорит не о плохой работе маркетинговой службы "Сургутнефтегаза", а об "их нежелании идти на более дешевые рынки внутри страны". В начале года внутренняя цена на нефть, как и год назад, опустилась очень низко. Согласно отчету Объединенной финансовой группы, 1 баррель стоит сейчас $5, а в сентябре 2002 г. цена была на уровне $17. И чиновник предполагает, что "Сургутнефтегаз" просит дополнительные объемы прокачки на Кириши, чтобы затем отправить это сырье на экспорт по железной дороге через Эстонию, как компания делала до строительства экспортного терминала в Приморске. Того же мнения и Григорьев из "Транснефти". "Переадресация нефти с НПЗ на экспорт - очень распространенная схема, - говорит чиновник Минэнерго. - В прошлом году таким способом из России было вывезено 22 млн т". Ожидается, что просьба "Сургутнефтегаза" о дополнительных поставках на Киришский НПЗ будет сегодня рассмотрена на заседании комиссии по доступу к экспортным трубопроводам и терминалам ( "комиссии Христенко"). Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров отмечает высокую зависимость "Сургутнефтегаза" от экспортных поставок: с учетом нефтепродуктов эта компания вывозит до 85% добытой нефти, тогда как "ЮКОС" - 70% , а "ЛУКОЙЛ" - менее 60%. "А экспорт сейчас ограничен, - продолжает эксперт. - На Балтике - льды, в Новороссийске штормит, в Белоруссии, куда "Сургут" традиционно делает большие поставки, - затоваривание". Ситуацию, по мнению Нестерова, усугубляет и низкая степень вертикальной интеграции (соотношение мощностей по переработки и добыче). У "Сургутнефтегаза" этот показатель составляет 35% , у "ЮКОСа" - 70% , "ЛУКОЙЛа" - 67% , ТНК - свыше 90%. То есть при вынужденном снижении экспорта сургутской компании непросто перебросить "лишнюю" нефть на заводы.
Комментарии