Конфереция

Нефтяные компании создали "топливный дефицит" на внутреннем рынке

Перспектива снижения мировых нефтяных цен заставляет нефтяников провоцировать рост цен на нефтепродукты в России Ситуация на топливном рынке в начале 2003 года развивается по довольно необычному сценарию. Традиционно цены на бензин снижаются в конце года, и эта тенденция распространяется на январь, когда деловая активность существенно замедляется, однако в текущем году цены на нефтепродукты начали расти чуть ли не с первого января - рост составил уже порядка 3%. Участники рынка винят новые акцизы, однако немалую роль играет также дефицит топлива, вызванный тем, что нефтяники активно вывозят его на экспорт в преддверии ожидаемого падения цен после войны в Ираке. Таким образом они волей-неволей провоцируют рост цен на бензин внутри страны. Согласно прогнозам, топливо этом году может подорожать в целом на 15-20%. Новые акцизы на торговлю нефтепродуктами вступили в действие с 1 января 2003 года, увеличившись для бензина марки АИ-92 с 2072 до 3000 рублей за тонну. "Оптовые цены на АИ-92 с начала января выросли примерно на 7-10%, и в ближайшие дни произойдет очередное повышение почти по всем заводам, объясняемое продолжающимся выравниванием цен в связи с введением новых акцизов", -- сказал РБК менеджер Русского топливного агентства Максим Назаров. С ним соглашается исполнительный директор Российского Топливного Союза Григорий Сергеенко. "Розничным торговцам необходимо компенсировать рост акцизов, а это повлечет рост цен на 15-20% (это не учитывая рост энерготарифов, стоимости транспортировки)", -- сказал он РБК. Однако потребители бензина считают, что рост цен из-за акцизов не может быть таким большим. "По нашим оценкам увеличение акцизов должно привести к росту цен в размере 20-30 коп на литр (прим. РБК - не более 3-4%)", -- заявил РБК начальник главного управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области Аркадий Можаитов. По его мнению, более высокие цифры - это уже спекуляции на современной конъюнктуре рынка. На московском рынке к увеличению акцизов добавляется еще и отмена с 1 января 2003года единого налога на вмененный доход и возврат к выплате всех налогов (НДС, налог с продаж, налог на прибыль и на имущество), в результате чего налоговая нагрузка на владельцев АЗС увеличилась практически в два раза. В целом, за последние два-три года налоговая нагрузка на торговлю нефтепродуктами выросла очень сильно, при этом она сместилась с нефтеперерабатывающих заводов на владельцев АЗС. "По уровню налоговой нагрузки мы приближаемся к Европе, где она составляет до 80% цены на нефтепродукты. В Америке этот показатель на уровне 36%, а у нас уже почти к 60%", -- считает Григорий Сергеенко. Тем не менее, по мнению ряда участников рынка, отнюдь не фискальные действия государства являются основным "виновником" того, что бензин дорожает. На рынке начинает сказываться его фактическая монополизация нефтяными компаниями. Сейчас, в условиях высоких цен на нефть они стараются отправлять на экспорт как можно больше нефтепродуктов, что уже приводит к дефициту отдельных марок бензина на внутреннем рынке. Некоторые из опрошенных РБК нефтетрейдеров отмечали, что имели место случаи отказа НПЗ отгружать продукцию на внутренний рынок. "На рынке существует определенный дефицит АИ-92 и дизельного топлива, которые в больших объемах отправляются на экспорт. Соответственно, цены на них растут, а за ними подтягиваются и остальные марки топлива", -- отмечают в Русском топливном агентстве. По мнению г-на Назарова, "если экспорт сохранится на существующем уровне, то в марте, с началом полевых работ на юге России, можно ожидать нового витка цен на АИ-76 и летнее дизельное топливо". Привлекательность экспорта нефтепродуктов снизится как только упадут мировые цены на нефть (при таком исходе стоимость перевозки по железной дороге уже не будет себя оправдывать и рентабельность операций на внутреннем рынке будет больше). Впрочем, у нефтяников уже есть необходимое решение Правительства и на этот случай - с 1 февраля пошлины на экспорт нефтии нефтепродуктов будут снижены, что окажет стимулирующее воздействие на экспорт нефтепродуктов и, соответственно, их отток с внутреннего рынка. Стоит отметить, что ранее ставка экспортных пошлин увеличивалась вслед за ростом мировых цен. Почему в этот раз правительство пошло в обратную сторону сказать сложно - возможно, таким образом оно компенсирует нефтяникам закрытие нефтяного экспорта через Вентспилс. Пока розничная торговля способна удерживать цены на нефтепродукты за счет сокращения доходности торговли. По оценкам Московского топливного Союза, несмотря на упомянутые неблагоприятные факторы, маржа торговцев удерживается на уровне 15-20%, что позволяет им пока не повышать цены. "Рост оптовых цен приводит пока к небольшому росту розничных, фактически владельцы АЗС делают это за свой счет. Так, с начала января оптовые цены на АИ-92 выросли на 9,4%, а розничные лишь на 3,6%. Очевидно, что происходит распродажа запасов, сделанных до роста акцизов", -- говорит Григорий Сергеенко. "Запасы на нефтебазах в Московском регионе достаточно большие", -- подтвердил РБК Владислав Егоров, руководитель отдела топливного рынка агентства "Консультант". По его мнению, "оптовые цены, скорее всего, будут медленно расти до начала-середины февраля, после чего вероятна стабилизация цен на бензины и, в меньшей степени, дизеля (цена которых будет зависеть от объемов экспорта). В розничной продаже эти тенденции будут повторяться. "В принципе, розничная торговля может и не прибегать к большому повышению цен, так как может компенсировать себе сокращение маржи от операций с АИ-92 и дизелем (недостаток которых наблюдается на рынке) за счет растущей маржи от операций с дешевыми бензинами", -- говорит г-н Егоров. В результате, если "экспортный шантаж" не приобретет еще более гигантские масштабы, к концу 2003 года цены вряд ли поднимутся более, чем на 20% (10,8-11,5 руб за литр за бензин АИ-92). Эта цифра учитывает вероятные сезонные всплески цен весной и осенью во время полевых работ и активного выезда населения на дачи. Причем, большинство аналитиков сходятся на том, что основное повышение цен произойдет в начале года.
Комментарии