Рынок новых АЗС наращивает мускулы

Рынок автозаправочных станций как Петербурга, так и России укрупняется. Если десять лет назад в топливный бизнес шли все кому не лень (мощные подразделения по торговле топливом имели, например, ряд крупных петербургских агентств недвижимости), то в последние годы прослеживается тенденция концентрации бизнеса в руках крупных операторов. В Петербурге и Ленинградской области сейчас работает шесть крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний - это ОАО "Сургутнефтегаз" (в городе Кириши имеет свой нефтеперерабатывающий завод ООО "ПО "Киришинефтеоргсинтез"), ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "НГК "Славнефть", ОАО "ЮКОС", ОАО "Башнефть", ОАО "Татнефть". Игра по-крупному Настоящая активизация работы нефтедобытчиков на петербургском рынке началась в 2001 году. Тогда компания "Славнефть" начала активно заключать договора франчайзинга, и в итоге под ее флагом оказалось более 30 АЗС. "Славнефть" в 2001 году официально объявила о сделке по приобретению 35 АЗС компании "Фаэтон", но после смены руководства концерна сделка не состоялась. В 2002 году компания собиралась открыть в Петербурге 15 новых станций. Таким образом, к концу года общее количество АЗС, подконтрольных "Славнефти" (с учетом франчайзинговой сети), должно достигнуть 83. Вслед за "Славнефтью" стало более расторопным ОАО "НК "ЛУКОЙЛ", которое пришло в Петербург еще в 1997 году. В 2002 году "ЛУКОЙЛ" приобрел девять АЗС у компании "Базальт" и восемь у компании "Восход". В отличие от "Славнефти", "ЛУКОЙЛ" предпочитает приобретать станции в собственность. ОАО "НК "Сибнефть" официально подтвердило свою стратегию выхода на петербургский розничный рынок нефтепродуктов. К концу следующего, 2003 года нефтяники планируют занять около 20% рынка (около 50 АЗС). Руководство "Сибнефти" не раскрывает, с кем из городских операторов НК ведет переговоры о покупке сети. Эксперты считают, что основная ставка делается на приобретение сети холдинга "Фаэтон". Осенью 2002 года "Фаэтон" обладал 35 АЗС, еще восемь автозаправочных комплексов компания построит до конца этого года. За последний год наиболее часто пятна под строительство автозаправочных комплексов от Администрации Санкт-Петербурга получали компании "Фаэтон-Инвест" (семь пятен), "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" (семь пятен), ОАО "Татнефть" (пять земельных участков), ООО "Линос" (четыре земельных участка) и "Несте Санкт-Петербург" (четыре участка). Среди этих фирм лишь "Линос" и "Фаэтон" не являются подразделениями нефтедобывающих холдингов. Но первая работает по франшизе "Лукойла", а вторая, как сказано выше, возможно, вскоре продаст свою сеть. Нефть и земля До последнего времени места на рынке хватало всем, и компании развивали собственные сети АЗС, не особенно зарясь на собственность друг друга. Скандалы с участием нефтетрейдеров в основном касались ценовых сговоров и лоббирования их интересов со стороны власти. Летом 2002 года у нефтяников возник конфликт со Смольным из-за отсутствия в городе четких правил выдачи пятен под автозаправочные комплексы. Ряд компаний (ООО "Шелл АЗС", ЗАО "Линос", ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" и др.) не смогли получить разрешение на заключение договора аренды земельных участков для проведения изыскательских работ под строительство АЗС. Вице-губернатор Санкт-Петербурга - председатель Комитета по строительству Александр Вахмистров заявил тогда, что теперь все участки будут распределяться только путем проведения торгов, вне зависимости от того, сколько компаний на них претендует. При этом он сослался на то, что антимонопольные органы усмотрели в порядке предоставления участков под АЗС через ИТК нарушение законодательства. В Территориальном управлении Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ТУ МАП) сообщили, что в конце апреля, после заседания комиссии, вынесено предписание в адрес городской администрации, согласно которому пятна под застройку АЗС должны уходить только через торги. Причина выхода предписания ТУ МАП, по мнению Александра Вахмистрова, состояла в том, что компании, входящие в некоммерческое партнерство "Нефтяной клуб", сами обратились с жалобами в антимонопольные органы. Не только бензин По данным МАП, к началу 2002 года в Петербурге действовали 265 АЗС (из них 198 - стационарные, 67 - контейнерные), которые эксплуатировались 50 топливными компаниями. Независимым операторам принадлежат 188 заправок, остальные контролируют крупные нефтяные компании. Удел независимых сетей АЗС таков: ждать поглощения со стороны крупных игроков рынка. К таким в первую очередь относятся нефтедобытчики, которые все активнее захватывают местный рынок. Считается, что насыщенность города станциями станет оптимальной тогда, когда их количество возрастет до 300-350 единиц. Комитетом по строительству в начале июля 2001 года принята схема строительства АЗС. В ней определено 171 пятно в черте города под возможное строительство. Некоторые из нефтетрейдеров полагают, что рынок автозаправочных станций в Санкт-Петербурге сформирован и нет необходимости строить новые бензоколонки. Если число АЗС будет расти, бизнес станет нерентабельным. Впрочем, маркетологи говорят, что многие автозаправки на западе значительный доход получают не от торговли бензином, а от предоставления сопутствующих услуг - сервиса, торговли, кафе. Здесь возможности для роста у петербургских компаний огромны.
Комментарии