Конфереция

Одним сортом меньше. Виктор Христенко решит судьбу легкой сибирской нефти

Завтра комиссия по доступу к магистральным трубопроводам под руководством вице-премьера Виктора Христенко рассмотрит вопрос об объединении трубопроводов Холмогоры-Клин и Сургут-Полоцк, что позволит России увеличить экспорт нефти на 19 млн тонн. Если комиссия примет положительное решение, то сорт более дорогой экспортной российской нефти - Siberian Light - просто исчезнет. С просьбой увеличить экспорт нефти, объединив два участка трубопровода "Транснефти", обратились к Виктору Христенко руководители "Транснефти", "ЮКОСа", ТНК и "Сургутнефтегаза". Вчера выяснилось, что такое же письмо на имя вице-премьера написал и непосредственный куратор нефтяников - министр энергетики Игорь Юсуфов. По его подсчетам, заявки нефтяников на прокачку нефти в этом году составляют 424 млн тонн, и дефицит экспортных мощностей может достигнуть 40-45 млн тонн. Так что объединение трубопроводов нужно "для увеличения прокачки нефти на экспорт на 19 млн тонн в год", - считает министр. Все бы хорошо, но качество нефти, которая течет в этих трубопроводах, различается. Сургут-Полоцк заполнен высокосернистой нефтью, а Холмогоры-Клин - малосернистой, то есть сортом лучшего качества Siberian Light. Для сравнения: вчера сорт самой распространенной (усредненной) российской марки Urals стоил на мировом рынке $29,11 за баррель, а Siberian Light торговался по $30,06. Если трубопроводы будут объединены, нефть смешается и Siberian Light просто исчезнет. В первую очередь от такого смешения пострадают "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть", так как малосернистая нефть поступает на их Волгоградский и Туапсинский заводы. Поэтому "ЛУКОЙЛ" просит снять с Волгоградского НПЗ обязательства по выработке смазочных масел, поступающих для нужд Минобороны, а "Роснефть" из-за необходимости реконструкции Туапсинского НПЗ просит разработать механизм компенсации экономических потерь, пишет г-н Юсуфов. Аналитик ИК "Тройка-Диалог" Валерий Нестеров говорит, что предложения нефтяников "свидетельствуют об их озабоченности неразвитой инфраструктурой. Беспокойства должны возрасти еще больше после заявления Христенко, что самый легкий путь увеличения экспорта - транспортировка на Вентспилс - в первом квартале этого года не будет использован". Вчера вице-премьер объявил, что возможность транспортировки на Вентспилс будет обсуждаться не ранее марта. Нефтяники уже просили Христенко задействовать это направление, причем Валерий Нестеров не исключает, что за этим обращением может скрываться политический подтекст. Латвийские власти задумали приватизацию Вентспилса и даже заявили, что могут продать его российским нефтяникам. Накануне заседания у Христенко представитель одной из компаний заявил "Известиям", что объединение трубопроводов Сургут-Полоцк и Холмогоры-Клин - "вопрос решенный". Валерий Нестеров считает, что "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть" не будут возражать, если им будут возмещены затраты ("Роснефть" говорила, что ежегодно будет терять на смешении более $100 млн), следовательно, проект требует точного расчета его рентабельности". При этом "сам по себе сорт сибирской легкой нефти не исчезнет, но смешается", - говорит аналитик, отмечая, что в таком случае создание Банка качества нефти (БКН) станет более актуальным. БКН - это система, при которой владельцы лучшей нефти получают компенсацию за ее смешивание с нефтью похуже. Создание БКН обсуждается "Транснефтью" уже давно, и транспортная компания даже заявила о технической готовности к работе. Однако "Татнефть" и "Башнефть", у которых больше всего сернистой нефти, противостоят этому проекту. После объединения трубопроводов "нажим в эту сторону возрастет, а количество всегда переходит в качество", - говорит Валерий Нестеров. На следующей неделе Виктору Христенко придется уладить с нефтяниками еще один вопрос. Он проведет заседание, посвященное строительству Мурманской трубопроводной системы. Лоббисты проекта ("ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз") хотели сделать его частным, но после протеста со стороны премьера Михаила Касьянова выдвинули два условия строительства: отказ от принципа равнодоступности к трубе (каждый хочет экспортировать долю нефти, соответствующую его финансовому участию в проекте) и постоянно низкие тарифы на транспортировку.
Комментарии