Конфереция

Беспокойный бензин

С 1 января 2003 г. акцизы на бензин и моторные масла возросли на 45% Пока бензин с начала года подорожал в рознице на 6-8%. Однако это лишь "цветочки". Оптовые цены на нефтепродукты в январе возросли на 12-14%. Пока многие АЗС торгуют старыми, более дешевыми запасами топлива. Но они уже заканчиваются, поэтому на части бензоколонок, которые перешли на "свежее" топливо, цены догоняют оптовый уровень удорожания. В Москве, например, уже не редкость литр Аи-92 по 10,3-10,6 руб. Больше всех "отличились" торговцы в Красноярске, где цены выросли аж на 3 руб. А Прикамское теруправление Министерства по антимонопольной политике уже проверяет сбытовую структуру "ЛУКойла" в Пермской области, которая задрала цены "всего" на 1,5 руб. Само же по себе увеличение акциза может вызвать ценовой всплеск не более чем на 1 рубль. Для нефтяников сейчас необычайно притягателен мировой рынок, где цены бьют рекорды двухгодичной давности. Поэтому сырье и продукты переработки экспортируются из России всеми доступными видами транспорта. С 1 января открылись "законодательные шлюзы" для экспорта бензина. Таможенная пошлина на нефтепродукты уже не устанавливается правительством, а составляет 90% от определяемой законом пошлины на вывоз нефти. 1 февраля обе ставки будут снижены: первая - с 26,8 до 23,3 долл. за тонну, вторая - с 29,9 до 25,9 долл. Они базируются на данных ценового мониторинга за ноябрь - декабрь, когда российская urals была дешевле. Поэтому прежний избыток нефти и бензина на внутреннем рынке скоро может смениться "легким" дефицитом. Соответственно цены поползут еще выше. Кроме ценовых всплесков бензиновый рынок сейчас испытывает существенный передел. Дело в том, что с 1 января вступил в силу целый ряд изменений в Налоговом кодексе (НК). Они предусматривают, в частности, новый порядок выдачи "свидетельств о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами". Теперь свидетельства выдаются лишь реальным собственникам нефтебаз и бензоколонок. В Министерстве по налогам и сборам (МНС) считают, что так будут "прорежены" посредники, имеющие лишь арендованный офис и несколько канцелярских принадлежностей. По мнению президента Московской топливной ассоциации (МТА) Евгения Аркуши, новый НК в части взимания акцизов на бензин не только неработоспособен, но и носит антигосударственный характер. Аркуша предположил, что если в НК не будут внесены изменения, то большинству операторов бензинового рынка придется обходиться без новых свидетельств. В отсутствие новых документов у операторов нефтебаз и бензоколонок акциз придется выплачивать по старой схеме - нефтеперерабатывающим заводам. Как известно, по новому НК взимать акцизы будут не с 28 НПЗ (которые находятся далеко не во всех субъектах РФ), а с 30 тыс. АЗС, разбросанных по всей стране. Но фактически акциз намечено взимать со всех участников цепочки НПЗ - база - АЗС. Сейчас в Госдуме находятся очередные поправки к НК, призванные сделать кодекс хотя бы минимально работоспособным. По данным "Времени МН", эти поправки могут вступить в силу в феврале - марте 2003 года. Если этого не произойдет, то на бензиновом рынке вполне возможно воцарение хаоса. Часть торговцев будет работать по новой схеме, часть - по старой. Временно взятый акциз многим вернуть не удастся "по техническим причинам" - из-за неработоспособности автоматизированной системы МНС. А пострадают автовладельцы, которым придется выкладывать по 14-16-18 руб. за литр. Следом и все остальные, поскольку тут же подорожают продовольственные и промышленные товары, а также услуги.
Комментарии