Руководители ЮКОСа, ТНК, Сургутнефтегаза, Сибнефти и
Транснефти направили письмо заместителю председателя
правительства Виктору Христенко с предложением объединить
потоки Urals и более дорогой экспортной смеси Siberian
Light, что позволило бы увеличить экспорт нефти до 300 тыс.
баррелей в сутки (15 млн т/год) и привело бы к увеличению
годовой экспортной выручки на 1.2 млрд долл. Компании
предлагают полностью загрузить участок Западная Сибирь -
Центральная Россия нефтепровода до Туапсе. Сейчас по этому
трубопроводу перекачивается только Siberian Light, и его
загрузка далека от максимальной. Из центра Европейской
части России западносибирская нефть могла бы пойти по
частично незагруженному трубопроводу Дружба в Украину,
Белоруссию, Польшу, Словакию, Чехию, Венгрию и Германию.
Как отмечают аналитики ИГ "Атон", предложенное смешение
Urals и Siberian Light ухудшит качество последней, которую
сейчас вывозят из Туапсинского порта в объеме 100 тыс.
баррелей в сутки (5 млн т/г.). Однако, по мнению
специалистов, это оправданная жертва, поскольку
дополнительные доходы от увеличения объемов экспорта с
лихвой компенсируют убыток от потери двухдолларовой премии
Siberian Light к Urals. Помехой этому плану может стать то,
что его воплощение вынудит "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть" внести
изменения в технологический процесс своих НПЗ,
соответственно Волгоградского (ЛУКОЙЛ) и Туапсинского и
Краснодарского (Роснефть). "Роснефть" уже потребовала
компенсацию в случае осуществления этого плана, который, по
утверждению компании, чреват для нее потерей около 100 млн
долл. в год из-за снижения качества сырья, на котором
работает ее НПЗ (чтобы он мог перерабатывать Urals, его
придется оснастить дополнительным оборудованием по
гидроочистке).
Аналитики полагают, что письмо глав российских нефтяных
компаний заместителю премьер-министра отражает их
обеспокоенность перегруженностью экспортной инфраструктуры.
Однако, поскольку "Роснефть" и, возможно, "ЛУКОЙЛ" не
поддерживают предложенного смешения нефтяных потоков,
осуществится ли оно и когда - неизвестно. В январе ведущие
российские нефтяные компании уже просили правительство
возобновить экспортные поставки в латвийский порт Вентспилс
(320 тыс. баррелей в сутки, или 16 млн т/г), что
представляется лучшим краткосрочным решением проблемы
ограниченности экспортных мощностей.
Комментарии