Конфереция

Битва за тендеры

Рынок поставок топлива бюджетным организациям всегда был привлекателен для топливных операторов Петербурга. Поэтому жаркая борьба за ежегодно проводимые тендеры никого не удивляет. Однако то, что происходит в этом году, вызывает искреннее недоумение. Необычность ситуации, сложившейся на петербургском топливном рынке сегодня заключается в том, что самые крупные компании, занимающие, казалось бы, незыблемые позиции, в борьбе за тендеры не успевают за конкурентами, которых раньше не принимали в расчет. Бюджетные организации подписывают контракты с топливными операторами средней руки, предлагающими сверхвыгодные условия. При этом никто почему-то не обращает внимания на странный факт: компании планируют поставки бензина и солярки по ценам не только ниже среднерыночных, но и ниже себестоимости. Естественно, что это делает их гораздо более привлекательными для бюджетников, ориентирующихся в первую очередь не на надежность поставок и даже не на расположение АЗС, а на низкую стоимость топлива. Эксперты же теряются в догадках: чем же вызвана настолько странная экономическая политика? С каких пор стало выгодно получать убытки вместо прибылей? А выгодно это стало с того момента, когда московские топливные компании обратили свой взор на Северо-Запад, впервые задумались об экспансии в Петербург. Объектом их пристального внимания стали, естественно, не гиганты рынка, а компании средних размеров. С одной стороны - не настолько дорогие, а с другой, - при надлежащем контроле и финансовых вливаниях, достаточно перспективные, обладающие хорошим потенциалом развития. Сегодня предпродажной подготовкой занимаются многие топливные операторы. 'Балтийский торговый дом' продал свой бизнес 'ЛУКОЙЛу', поменяла хозяев компания 'Русланд', ставшая известной благодаря торговой марке Petrol. Ее новые владельцы - тоже москвичи, предпочитающие, впрочем, до поры оставаться в тени. ЗАО ТИК 'Балт-Трейд' находится сейчас в стадии переговоров о продаже, а холдинговую компанию 'Фаэтон' уже можно считать проданной. Больше года искало ее руководство покупателя среди топливных гигантов. Велись переговоры со 'Славнефтью', 'Сибнефтью', 'ЛУКОЙЛом'. 'Славнефть' даже успела выплатить задаток, - $ 5 млн, но затем и на саму эту компанию нашелся покупатель. Впрочем, немалая сумма была оформлена как кредит банка: ее, скорее всего, придется вернуть. Теперь же главным претендентом на бизнес 'Фаэтона' стал 'ЮКОС'. Основные условия сделки уже обсуждены и устраивают обе стороны. Спорным остается лишь вопрос о цене петербургской компании. Ее руководство настаивает на сумме $ 30 млн, представители же 'ЮКОСа', опираясь на заключение экспертов, заявляют, что реальная цена 'Фаэтона' не превышает $12 - 15 млн. Вероятно именно с этим связана неожиданная активность 'Фаэтона', вступившего в отчаянную борьбу за тендеры. Подписать как можно большее количество контрактов на поставки (безразлично по какой цене) - означает зрительно расширить долю рынка, контролируемую компанией, увеличить объем сбыта топлива. Не важно, что такое расширение абсолютно не выгодно, и даже наоборот, - заведомо убыточно: внешне это будет выглядеть как бурное развитие. А значит, - в глазах московского покупателя стоимость компании возрастет. Вряд ли на стадии приобретения москвичи станут вникать в суть всех заключенных договоров, и выяснять по какой цене 'Фаэтон' подрядился продавать топливо бюджетникам. Нынешнее руководство компании получит немалые деньги и отойдет от дел, а подписанные им контракты достанутся в наследство новому владельцу. Будет ли он выполнять обязательства, или предпочтет, пусть даже ценой многочисленных штрафов и выплаты неустоек, отказаться от них -вопрос, ответа на который пока что нет. Новых хозяев компании ожидает и еще один неприятный сюрприз, впрочем, несколько меньших масштабов. В течение несколько месяцев им предстоит отоваривать питерских автолюбителей по прошлогодним ценам. 'Фаэтон' на протяжении всего 2002 года активно продавал талоны на топливо с годовым сроком действия. Практичные и прижимистые автомобилисты предпочли до поры придержать это в высшей степени ценное приобретение, ожидая очередного скачка цен. Конечно, счастливые владельцы 'фаэтоновских' талонов вряд ли смогут разорить крупную московскую компанию, однако такое наследство по меньшей мере неприятно. Скорее всего московские операторы предпочтут ввести ограничение на использование долговременных талонов, а то и вовсе закроют АТС до тех пор, пока не закончится срок действия невыгодных компании платежных документов. Впрочем, в стремлении набить себе цену перед продажей за счет выигранных тендеров 'Фаэтон' не одинок. Подчинить себе таким путем как можно большую долю рынка стремятся многие компании. Цены, указанные в их коммерческих предложениях уже сегодня можно назвать ненормально низкими. Так, например, компания 'Комплекс СПб' выходя на тендер, собирается поставлять 92-й бензин по 9,60 рублей за литр, а 76-й по 7,15. И это при том, что оптовые цены на 92-й колеблются сегодня между 10, 96 и 12,20, а на 76-й - между 8,30 и 9,40 за литр. Кроме того, как стало известно, эти талоны не обеспечены топливом. Не имея собственных запасов бензина и солярки, компания планирует закупать их у других операторов. Между тем, топливо будет дорожать еще. Уже с начала января бензин стал дороже в среднем на 10%, а дизельное топливо - на 16%. К началу февраля 92-й бензин будет стоить на АЗС города не меньше 14 рублей за литр. Положение осложняется тем, что с 1 января на 12% вырос тариф на железнодорожные перевозки, а с февраля на 30% увеличит тарифы 'Транснефть'. Это значит, что спустя всего лишь месяц выгодные условия, предлагаемые топливными операторами бюджетным организациям, отойдут в область фантастики. Но, несмотря на это, компании продолжают рассылать коммерческие предложения, заключать договора, откровенно обманывать организаторов тендеров. Тех, кто польстившись на дешевизну, подпишет контракты с операторами, ведущими предпродажную подготовку, ожидает жестокое разочарование. Новые собственники, скорее всего откажутся от поставок, или будут производить их в ограниченных объемах, так, чтобы не 'уйти в минус'. В результате же город может оказаться просто парализован. Без топлива останутся пожарная охрана и скорая помощь, милиция и жилищные агентства, автопарки 'Спецтранса' и общественный транспорт. Чем это грозит городу - судите сами.
Комментарии