Нефтяники нашли, как вывезти еще 10 млн т нефти
Частные нефтяные компании нашли наконец такой способ увеличить экспорт, против которого не возражает "Транснефть". Они предлагают полностью загрузить нефтепровод Холмогоры - Клин, который сейчас заполнен лишь на 20%. За счет этого экспорт нефти можно увеличить на 10 млн т в год. Но предложения частников бьют по интересам "Роснефти".
В декабре прошлого года президенты пяти крупнейших нефтяных компаний - "ЛУКОЙЛа", "ЮКОСа", ТНК, "Сургутнефтегаза" и "Роснефти" - отправили премьер-министру Михаилу Касьянову письмо, в котором попросили увеличить загрузку экспортных направлений "до максимально возможного уровня". Нефтяники обосновывают свою просьбу растущей добычей нефти и убеждают правительство, что "Транснефть" использует далеко не все экспортные возможности. Но, к примеру, предложение увеличить нефтяной экспорт через Вентспилс уже вызвало резкое неприятие у "Транснефти", которую поддержал и вице-премьер Виктор Христенко. Теперь "Транснефть" и нефтяники нашли новый, компромиссный вариант. Руководители "Транснефти" и тех же нефтекомпаний (за исключением "Роснефти") направили письмо вице-премьеру Виктору Христенко с предложением загрузить полностью нефтепровод Холмогоры - Клин, сейчас заполненный лишь на 20%. По нему легкая сибирская нефть поступает на Волгоградский и Туапсинский НПЗ и на экспорт через порт Туапсе.
Сейчас через Холмогоры - Клин идет лишь 3,5 млн т малосернистой нефти, львиная часть которой принадлежит "Роснефти". Всю ее госкомпания отправляет на Туапсинский НПЗ. Как объясняют в письме нефтяники, загрузив полностью Холмогоры - Клин, можно увеличить ежегодный экспорт на 10 млн т нефти, что составит около $800 млн. Представитель "Транснефти" сказал, что его компания полностью поддерживает этот вариант, не требующий от нее дополнительных затрат.
Зато этот вариант принесет потери "Роснефти". Как ранее заявлял президент госкомпании Сергей Богданчиков, ее потери от смешения ее легкой нефти с нефтью Urals составят $100 млн в год. На Туапсинском НПЗ, ориентированном на переработку легкой сибирской нефти, придется строить установки гидроочистки дизтоплива. Кроме того, компания понесет убытки от временной остановки завода. "Если эти потери нам компенсируют, мы возражать не будем", - говорит представитель "Роснефти".
"Компенсация - это уже не наша забота, этот вопрос решать правительству", - отвечает на это менеджер "Транснефти". Впрочем, как пишут нефтяники в письме к Христенко, вопрос компенсации может быть решен "с учетом реальных доходов от дополнительного экспорта нефти".
"Когда добыча растет такими темпами, выбирать не приходится, надо использовать все экспортные пути, - говорит аналитик ДИБа Владислав Метнев. - И потом, увеличение объемов экспорта покроет потери от ухудшения качества экспортируемой нефти".