Конфереция

"ЛУКОЙЛ" не вступал ни в какие переговоры". Интервью Леонида Федуна

В ближайшие два года иракская нефть не будет серьезно влиять на ценовую конъюнктуру. На то, чтобы расконсервировать месторождения этой страны, потребуется 3-5 лет. Зато российская нефть уже сейчас "не помещается" в экспортную трубу, что грозит сокращением ее доли на внешних рынках. Об этом корреспонденту ГАЗЕТЫ рассказал вице-президент 'ЛУКОЙЛа' Леонид Федун. - Вчера цена на нефть вплотную приблизилась к 35 долларам за баррель. Насколько долго она может продержаться на таком уровне? - Я думаю, причиной этого стали не события вокруг Ирака, а забастовка в Венесуэле. Как только она выйдет на плановые показатели добычи нефти - это 3,2 миллиона баррелей, - цена опустится. Ведь именно Венесуэла 90% своей нефти экспортирует в США, а главный показатель цены - это емкость американского рынка и остатки его сырьевых запасов. В настоящее время южные заводы США, в первую очередь техасские и луизианские, сейчас пустуют без венесуэльской нефти. Впрочем, есть и еще один фактор - неожиданно высокий уровень потребления нефти в Китае. Уже в следующем году эта страна может перегнать Японию и стать вторым крупнейшим потребителем нефти в мире после США. Это действительно неожиданно, поскольку в Китае прогнозировался рост в 1--2%, а на практике он составил 6%. Видимо, программа развития транспорта, принятая в этой стране, приведет к необходимости пересмотра прогноза потребления нефти в долгосрочном плане. - Европейские эксперты прогнозируют рост цен на нефть до 70--100 долларов, но они связывают это с событиями вокруг Ирака: - Это бред. Не знаю, зачем нужны такие прогнозы. У каждого спекулянта своя стратегия. - А каковы ваши прогнозы? - В зависимости от того, как быстро разрешится ситуация с Ираком, средняя цена на нефть в этом году может составить 23--26 долларов за баррель. Не исключено, что в какой-то момент она взлетит до 40 долларов, но за этим может последовать и откат до 19. - Что будет означать такая конъюнктура для российских нефтяных компаний? - Это будет означать, что все прекрасно. Самая высокая цена на нефть заложена в бюджете нашей компании и 'Сургутнефтегаза' - 21 доллар за баррель для марки Brent. Остальные ориентировались на диапазон 18--21. - Какова минимальная цена на нефть, при которой российский сырьевой бизнес может быть рентабелен? - 13--14 долларов за баррель. Но это бизнес в целом, не отдельные нефтяные месторождения. - Но себестоимость добычи в среднем по России составляет 3 доллара за баррель: - Себестоимость добычи - 3 доллара, а стоимость транспортировки тонны нефти - 6 долларов плюс налоги. В принципе, можно жить и при 10 долларах, но тогда можно забыть о развитии бизнеса. - Как Россия сможет влиять на мировую конъюнктуру цен на нефть в случае отмены санкций в отношении Ирака? - Сможет, но лишь в том случае, если мы построим дополнительные транспортные системы. В настоящее время экспортные магистрали заполнены под завязку. Сегодня Россия может только сокращать добычу. Увеличивать ее мы уже не в состоянии. Забиты все порты. Тяжелая ледовая обстановка в Санкт-Петербурге. В Новороссийске экспорт встал: - Сколько нефти сегодня Россия в состоянии экспортировать? - Порядка 160--180 миллионов тонн по всем направлениям. А в 2008--2010 годах мы должны будем экспортировать примерно 300 миллионов тонн. - А деятельность российских компаний в Ираке не даст возможность нашей стране влиять на ценовую конъюнктуру после отмены санкций? - Надо понимать, что самый подготовленный объект в Ираке - это месторождение Западная Курна - 2. Его будем запускать два года. Все остальные объекты требуют 3--5 лет. То есть в ближайшие два года Ирак не сможет выбрасывать на рынок дополнительные объемы нефти. - Чем все-таки закончились переговоры российской делегации с руководством Ирака об участии 'ЛУКОЙЛа' в освоении второй очереди месторождения Западная Курна? - Мы не являлись участниками этих переговоров. Все вопросы к господину Салтанову (заместитель главы МИДа. - Газета) или господину Матлашову (первый заместитель министра энергетики. - Газета). - Но в состав делегации входили также вице-президент 'ЛУКОЙЛа' Анатолий Новиков и глава 'ЛУКОЙЛ Оверсиз' Андрей Кузяев: - Они выступали как эксперты группы. 'ЛУКОЙЛ' не вступал ни в какие переговоры. - 'ЛУКОЙЛ' не вступал в переговоры, потому что Ирак не хотел говорить с представителями компании? - Нет. Такой задачи не было изначально. И я еще раз хочу подчеркнуть, что контракт действует. - Правильно ли говорить о том, что вопрос о присутствии 'ЛУКОЙЛа' на месторождении Западная Курна окончательно решится в середине февраля на заседании Объединенного управляющего комитета проекта? - Давайте доживем: - Вы можете подтвердить информацию о том, что по условиям контракта 'ЛУКОЙЛ' обязался инвестировать в Западную Курну 200 миллионов долларов еще до отмены санкций? - Я не могу комментировать условия контракта без согласия наших контрагентов. - Дней десять назад Михаил Касьянов усомнился в целесообразности строительства нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск и заявил, что в России не будет частных нефтепроводов. Тем не менее вчера нефтяники направили на имя главы правительства письмо с просьбой поддержать проект. Надеетесь переубедить премьера? - Я никогда не буду комментировать слова премьер-министра. Могу сказать следующее. Частные трубопроводы в России уже есть. Самый главный частный трубопровод - это газовая система 'Газпрома', который принадлежит государству всего на 38%. Есть КТК, где у государства 24%. Есть частная трубопроводная система на Сахалине. Если будет принято политическое решение о том, что частных трубопроводов быть не должно, думаю, придется передать систему 'Газпрома' на 100% в госсобственность. Тогда придется поставить и вопрос о выкупе государством частной доли в КТК, а это стоит очень дорого. В принципе, мы не возражаем против государственной системы трубопроводов. Только, во-первых, нужно определиться с инвестиционными приоритетами. Во что вкладывать деньги. Если государство собирается сохранить темпы экономического развития, нам нужно уже через пять лет где-то разместить дополнительно 160 миллионов тонн нефти. А мы не знаем, куда их деть. Либо мы не должны сегодня вкладывать в месторождения. Как мы можем инвестировать в Тимано-Печору, где будем добывать 20 миллионов тонн нефти, не зная, что с ней делать? То же самое у ЮКОСа с Восточной Сибирью - еще 40 миллионов. А во-вторых, хотелось бы понимать, какие будут тарифы на транспортировку.
Комментарии