Качество топливо - вопрос далеко не праздный: ежегодно только в Петербурге фиксируется сотни случаев выхода из строя агрегатов автомобилей по вине нерадивых операторов, заправивших автомобиль клиента некачественным топливом.
Один из самых нашумевших случаев - поломка гоночных автомобилей формулы "Русь". (см. http://www.formularus.ru/News/14080201.shtml ).
В происшедшем гонщики обвинили поставщика спецтоплива - компанию "NESTE Санкт-Петербург". Была сделана экспертиза, но доказать однозначно, что в поломке двигателей виноват именно поставщик представители формулы "Русь" так и нее сумели. Так или иначе, в результате этой истории из-за поломок двигателей (выход из строя системы впрыска) на четвёртом этапе гонок не смогли принять участие во всех заездах два гонщика - Аркадий Жарков и Александр Каржин. Технические проблемы с двигателями из-за некачественного бензина возникали во время гонок и у других участников.
К сожалению, то, что случай с некачественным топливом был предан огласке - скорее исключение, чем правило. И даже в этом случае потерпевшая сторона вобщем-то ничего не добилась. Что уж можно говорить о сотнях рядовых автомобилистов, столкнувшихся с аналогичной проблемой?
Доказать факт заправки некачественного топлива крайне сложно. Нужен чек, экпертиза, большую роль играет временной фактор. А уж получить возмещение морального и материального ущерба - практически нереально. Но даже в случае возмещения такого ущерба ситуация все равно может быть описана известной поговоркой "после драки кулаками не машут". Пострадавшему автовладельцу предстоит дорогостоящий ремонт, а вот удастся ли восстановить "железного коня" на все сто - это еще вопрос.
Таким образом, практику административных и судебных разбирательств в данном случае
вряд ли можно назвать высокоэффективной. Механизм контроля качества должен носить превентивный, а не репрессивный характер.
С инициативой разработки механизма контроля качества выступил "Нефтяной Клуб Санкт-Петербурга".
"Только в период с 30 декабря по 15 января в Петербурге были зарегистрированы десятки случаев выхода поломок автомобилей, - говорит президент Нефтяного Клуба Олег Ашихмин. - Симптомы одни и те же. Горят свечи, выходит из строя система зажигания.
Причина тоже одна - некачественный бензин. Это частный случай, но проблема назрела давно. В Петербурге нет института контроля качества, реализуемого на рынке топлива. Особенно проблема обострилась после отмены лицензирования реализации нефти и продуктов ее переработки. Фактически потребитель остался один на один с оператором. А практика, к сожалению, показывает, что случаи попытки продажи некачественного топлива, а то и попросту фальсификата - далеко не редкость".
Вариантов введения эффективного механизма, способного обеспечить качество моторного топлива на петербургских АЗС - несколько. Один из них - административный. Ни у кого не вызывает сомнения, что у властей при желании хватит на это и сил и средств. Тем более, что фактически "не у дел" осталась "Нефтяная Инспекция", орган доселе занимавшийся вопросами лицензирования АЗС. Ей как говорится и "карты в руки". И для обеспечения контроля качества топлива есть все: и опыт, и квалифицированные специалисты.
"Вне всяких сомнений, вопрос контроля качества моторного топлива на петербургском рынке -назрел, считает руководитель "Нефтяной Инспекции" Василий Смеричук. - Мы готовы принять непосредственное участие в решении этой проблемы. Инициатива "Нефтяного Клуба" более чем своевременна. Сейчас нужно сосредоточиться на обсуждении и разработке механизма контроля качества, который дал бы максимальный эффект в самое ближайшее время".
Не исключено, что Петербург в этом вопросе обратится к Московскому опыту. Он тем более заслуживает внимания, что здесь не пошли исключительно по административному (читай репрессивному) пути. В Москве посчитали, что топливному оператору необходим некий стимул, некий знак отличия добросовестного торговца от того, кто во главу угла ставит сиюминутную выгоду. Московская Топливная Ассоциация не стала "изобретать велосипед", а обратилась к известному еще с социалистических времен старому доброму "Знаку Качества", Так появился "Знак Качества Топлива" (см. на иллюстрации), присваивает который Московская Топливная Ассоциация, а гарантом выступает Правительство Москвы.
Автомобилист, заправляясь на АЗС с таким знаком. Может быть уверен - топливо, попадающее в бак его автомобиля - надлежащего качества, а в случае если это не так, знает, где найти "виноватых".
По всей видимости, нечто подобное появится и в Петербурге.
Но так или иначе, в самое ближайшее время вопрос создания механизма обеспечения и контроля качества топлива, реализуемого в Петербурге будет решен в самое ближайшее время.
В этом Au92.ru заверили в "Нефтяном Клубе". Мы будем следить за развитием ситуации.
Комментарии