Виталий Артюхов сделает так, чтобы в сфере недропользования выжили только сильнейшие
Министерство природных ресурсов, похоже, забыло о том, что само же называло своей главной проблемой. Недропользователи продолжают игнорировать выполнение лицензионных соглашений. У некоторых из них до 40% лицензий лежит без дела: разрабатываются только самые перспективные месторождения. Те залежи, что победнее, по-прежнему придерживаются крупными нефтяными игроками на черный день, а не переходят к мелким и средним компаниям, которые заинтересованы в разработке малых месторождений уже сейчас.
С намерением искоренить такую практику Виталий Артюхов возглавил два года назад Министерство природных ресурсов. Однако на состоявшейся вчера коллегии МПР, посвященной проблемам геологоразведки, эта тема уже не обсуждалась. Очевидно, поэтому представители
крупного нефтяного бизнеса с такой готовностью поддержали предложения Артюхова, касающиеся безвредных для них вопросов сертификации недропользователей и необходимости ежегодных отчетов перед МПР за произведенную разведку.
Вообще деятельность МПР напоминает борьбу с гидрой. Стоит Виталию Артюхову, к примеру, добиться увеличения затрат на геологоразведку, выясняется, что, во-первых, средства эти не всегда дают желаемый эффект, а во-вторых, отдача на уже действующих месторождениях очень низка (если оценивать ее по меркам западных компаний).
Обнародованные вчера министерством итоги прошлого года впечатляют. Прирост запасов нефти составил 380 млн. тонн, а газа - 1,1 трлн. кубометров. По словам начальника управления МПР Алексея Хитрова, эти показатели были достигнуты в первую очередь за счет ужесточения
требований к недропользователям по выполнению условий лицензий. Кроме того, в 2002 году за счет увеличения экспортных цен на нефть компании смогли инвестировать дополнительные средства на геологоразведочные работы. В этом году, по оценкам министерства, прирост
запасов нефти составит 800 млн. тонн, а газа - 800 млрд. кубометров. Причем в марте текущего года МПР представит в правительство комплексную программу лицензирования недр, рассчитанную до 2010 года. А еще до 1 февраля кабинет министров собирается рассмотреть
проект Кодекса о недрах.
Как заявил выступавший на коллегии заместитель министра экономического развития Мухамед Циканов, его ведомство уже подготовило свои поправки к документу. В них, в частности, говорится о необходимости более четко определить собственника недр и отказаться от "совместного ведения" Федерации и регионов над месторождениями. Пресловутое "право второго ключа", которым до настоящего времени пользуются губернаторы при решении вопросов о недропользовании, и так доставило много хлопот, заявил Циканов. Кроме того, замминистра считает, что необходимо законодательно закрепить отличие понятия "разведки" недр от "добычи". Причем разведка запасов должна быть прерогативой государства. Чтобы прирост запасов компенсировал имеющийся на сегодня уровень нефтедобычи, необходимо ежегодно тратить на геологоразведку 15-30 млрд. руб. из федерального бюджета. Это не такие уж страшные деньги, считает Циканов.
При этом министр Артюхов заявил о введении нового порядка, по которому структуры, занимающиеся геологоразведкой, должны проходить сертификацию в зависимости от того, сколько найденных ими тонн сырья приходится на единицу затрат. Кроме того, такие структуры будут обязаны ежегодно декларировать свою деятельность, отчитываясь о проделанной работе. Главный удар от введения новых правил, судя по всему, придется на малые и средние компании: у них и средств меньше, и месторождения победнее. Очевидно, поэтому крупные
нефтедобывающие структуры, например "ЛУКОЙЛ", поспешили заявить о своей поддержке инициатив Артюхова.